— Скажите, а в каком году Пушкина застрелили?
— В 37.
— У-у-у, гадский Сталин!
Повсеместно навязываемый и вдалбливаемый в головы обывателей миф о «большевиках — ненавистниках классической русской культуры» имеет несколько уровней. Первый уровень самый простой, примитивный, рассчитан он на людей, родившихся после уничтожения Советского Союза. Суть мифа незамысловата и заключает в себе избитые штампы о большевиках «скинувших Пушкина с корабля современности», «запрещённом Достоевском» и т.п. Этот простой и примитивный миф опровергать легко — достаточно показать человеку шикарные издания русских классиков советского (особенно сталинского) времени, или сводить на просмотр экранизаций классических русских произведений (один «Идиот» Достоевского с Яковлевым в главной роли чего стоит).
Иное дело т.н. продвинутые мифы. Тут дело сложнее, и потому требуются более подробные разъяснения. Продвинутым мифам и посвящена эта статья.
Основной тезис продвинутого мифа гласит: «Классическая русская культура была реабилитирована лишь в конце 30-х годов». К сожалению, тиражированием этого мифа грешат даже вполне сочувственные к советскому времени издания и публицисты. Продвинутый миф в свою очередь делится на два подмифа:
1. Классическая русская культура стала развиваться, потому, что Сталин перестрелял ленинскую гвардию, ненавидевшую русскую культуру;
2. Большевики были вынуждены обратиться к классической русской культуре, т.к. надвигалась война и возникла нобходимость консолидации общества.
Так что же на самом деле происходило в первые послереволюционные годы с классической русской культурой и так ли уж она была «осуждена», чтобы потом потребовалась её «реабилитация». Давайте разберём несколько интересных фактов.
Итак, начнём с «запрещённого» большевиками Фёдора Михайловича Достоевского. Мало кто знает, что первый в мире памятник Достоевскому был поставлен… в 1918 году в Москве. Да-да, в 1918 году, уже во времена «запрещавшей» писателя Советской власти. Инициатором установки памятника был не кто иной, как Владимир Ильич Ленин. Сразу после Великого Октября Владимир Ильич собственноручно подготовил план монументальной пропаганды. Вождь большевиков не без оснований полагал, что для построения социалистического общества необходимы культурные, грамотные и образованные люди, и, несмотря на разгоравшуюся Гражданскую войну и царящую в стране разруху, большевики стали вкладывать силы и средства в «такую чепуху» как культура. Вот составленный лично Лениным список деятелей культуры, которым предполагалось в кратчайшие сроки установить памятники:
1. Толстой.
2. Достоевский.
3. Лермонтов.
4. Пушкин.
5. Гоголь.
6. Радищев.
7. Белинский.
8. Огарев.
9. Чернышевский.
10. Михайловский.
11. Добролюбов.
12. Писарев.
13. Глеб Успенский.
14. Салтыков-Щедрин.
15. Некрасов.
16. Шевченко.
17. Тютчев.
18. Никитин.
19. Новиков.
20. Кольцов.
Как видно из списка, «запрещённый» Достоевский значится в нём под номером 2, а «скинутый с корабля современности» Пушкин под номером 4. Справедливости ради отметим, что художественная ценность первых советских памятников была невысока. Также не очень качественные были и материалы изготовления. С другой стороны, никогда и не скрывалось, что наспех установленные памятники — временные, и впоследствии должны быть заменены на иные, лучшие, что и было сделано в эпоху правления Сталина. Кстати, первый памятник Достоевскому сохранился и стоит в Москве по сей день.
Идём далее.
1921 год — в Петрограде открывается государственная филармония. Догадайтесь, кому была посвящена первая программа с симфоническим концертом? Правильный ответ: великому русскому композитору Чайковскому.
1923 год — Симеоновский мост в Петрограде получает имя русского литературного критика Белинского. Улица Сергиевская переименовывается в Чайковского. Многие иные улицы бывшей столицы получают имена русских литераторов, композиторов, деятелей искусств. В том же году Екатерининский канал получает имя русского писателя и дипломата (между прочим погибшего при исполнении своих профессиональных обязанностей) Александра Сергеевича Грибоедова. Не правда ли, странно? Зачем «большевикам-русофобам» понадобилось увековечивать имя автора комедии в стихах «Горе от ума», в которой положительный герой более всего негодует от преклонения перед иностранщиной.
1925 год — Ленинград. Дом на набережной Мойки 12. В этом доме после дуэли умер от ран гениальный русский писатель и поэт Александр Сергеевич Пушкин. Во времена Российской Империи в квартире в этом доме, память о поэте не была увековечена никак — обыкновенная квартира, сдававшаяся в наём. «Русофобы-большевики» решили здесь организовать музей-квартиру Александра Сергеевича.
1925 год — Ленинградскому фарфоровому заводу присвоено имя русского учёного, писателя и поэта — Ломоносова. Как вы думаете, в честь чего произошло столь значимое событие? Правильно, в честь 200-летия Российской академии наук. Такое вот «большевистское отрицание русской истории».
На самом деле, подобных примеров воз и маленькая тележка, перечислять их — сделать заметку огромной и неудобной для чтения. Тем более, не поддаётся даже самому краткому описанию то, что началось с середины 30-ых годов, когда русская классическая культура была поднята на недосягаемую до этого высоту.
Безусловно, глупо утверждать, что всё было гладко, что не было ошибок и перегибов. Да и как возможно обойтись без них, тем более в эпоху кардинальнейших перемен?! Однако утверждение о том, что Советская власть с момента своего появления ставила себе задачу изничтожить русскую классическую культуру — наглая и циничная ложь! Что и было показано в этой статье на примере нескольких исторических фактов.
Александр Титов
Источник
|