И.В.Сталин и В.И.Ленин
Наталья Морозова: «Какую же прекрасную страну мы потеряли!
И какие же прекрасные люди жили и работали в той стране.
Да что там говорить, если прекрасны даже осколки от погубленной страны...»
Рабочий класс

Великая Страна СССР

Наша Родина - СССР, наша цель - социализм, наше будущее - коммунизм!
RSS
Репрессии
[ Все статьи раздела ]

СССР: милость к падшим  
Советские репрессии в отношении нацистских пособников: милость к падшим

Тема репрессий против предателей и пособников была поднята на Западе ещё в годы «холодной войны», их стали причислять к преступлениям «кровавого» сталинского режима. Хотя тогда такие обвинения выглядели совершенно дико: что с ними должен был делать Кремль? Наградить?

Хотя в ряде нынешних обломков Советского Союза, особенно в странах Прибалтики и в Украине, пособников нацистов превратили в «героев».

В череде обвинений был и факт выдачи СССР казаков 15-го кавкорпуса СС. Обвинителей не волновал тот вопрос, что казаки были военными преступниками, которые участвовали в карательных операциях на территории СССР и на территории Югославии.

Понятно, что в СССР рассказы о «невинных жертвах Ялты» - «власовцах», казаках, полицаях, военнослужащих частей СС не могли быть приняты населением. Тех, кто своими глазами видел и на себе лично испытал Великую войну, было не обмануть. Предатели из местных жителей внесли немалый вклад в преступления нацизма.

Правда и тут обличители нашли «аргумент» - мол, настоящие преступники из местных жителей сбежали на Запад, вместе с хозяевами, и под «жернова» репрессий попали невинные жители, те, у кого немцы квартировались, кто отдавал продовольствие и так далее. Так, историк Б. Соколов пишет: «Десятки миллионов наших сограждан, два-три года прожившие в жутких, нечеловеческих условиях германского гнёта, после освобождения попали из огня да в полымя… Многие из них, обвиненные в коллаборационизме, отправились в спецпоселения и лагеря…».

Эта информационная война против нашего прошлого не закончилась с распадом СССР, а только усилилась. В Эстонии, Латвии, Литве войска Красной Армии были превращены из освободителей в захватчиков. Да и в самой Российской Федерации полным ходом идёт «десталинизация», на СССР записывают преступления, которые он не совершал (типа Катыньской трагедии), подвиги превращают в преступления, необходимые меры социальной защиты превращают в «ужасы кровавого сталинского режима».

Первым документом, направленным на борьбу с коллаборационизмом, стал изданный после начала контрнаступления под Москвой приказ Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) №001683 от 12 декабря 1941 года. Он назывался «Об оперативно-чекистском обслуживании местностей, освобождённых от войск противника». В обязанности НКВД вошли: установление (через партизан, агентов, осведомителей) и арест предателей, изменников, тех, кто состоял на службе у оккупантов и способствовал в проведении антисоветских мероприятий, в преследовании партийцев и госслужащих. 16 декабря 1941 года была издана директива НКВД УССР, по ней задачами городских и районных отделов НКВД на освобождённых территориях стали: наведение порядка и нормальной работы всех учреждений и организаций; выявление и арест всех лиц, работавших в административных органах нацистов, выявление и арест пособников гитлеровцев, которые способствовали в зверствах; выявление враждебных элементов, вражеских агентов, оставленных гитлеровцами, выявление дезертиров из РККА; провести работу среди лиц, активно общавшихся с гестапо, полицией, немецкими офицерами.

Для того, чтобы снять ряд неясностей (например: записывать ли во «враждебный элемент» женщин, которые добровольно пришли «работать» в немецкие бордели), 18 февраля 1942 года было дано подробное указание НКВД, где было расписано, с кем следует работать чекистам. Следовало устанавливать и брать на учёт: 1) членов разведывательных, контрразведывательных, административных, полицейских органов немцев; 2) владельцев и жильцов домов, где размещались эти органы, проживали их сотрудники, обслуживающий их персонал; 3) вражескую агентуру; 4) членов созданных немцами «самоуправлений», полиций; 5) предателей, которые оказывали содействие в проведении карательных мероприятий; 6) членов контрреволюционных, националистических организаций, частей; 7) членов созданных немцами банд, для охранных, карательных, реквизиционных целей, для борьбы с партизанами и совершения диверсий в советском тылу; 8) содержателей подпольных радиостанций, «схронов», оставленных немцами; 9) членов и кандидатов в партию и ВЛКСМ, которые прошли регистрацию у немцев; 10) женщин, вышедших замуж за немцев; 11) содержателей борделей, притонов; 12) всех, кто служил в немецких учреждениях и предприятиях (исключая насильственно мобилизованных), лиц, оказавших услуги немцам; 13) тех, кто добровольно ушёл с гитлеровцами, членов их семей.

Немедленному аресту подлежали категории: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11. Остальных брали на учёт и наблюдение, но не арестовывали.

Документы о деятельности чекистов на освобождённых войсками Красной Армии территориях говорят о том, что никаких массовых репрессий в отношении жителей не было! Арестовывались те, кто совершил тягчайшее преступление, изменил Родине, и только в том случае, если доказательства были «железными». Например: за месяц работы чекистов в Можайске и окрестностях было арестовано 258 человек (численность населения в 1939 году только в Можайске – около 12 тыс. человек). За весь 1942 год репрессивными органами (судами, Особым совещанием, особыми отделами НКВД) было осуждено около 160 тыс. человек, значительная часть - за «уголовщину».

Смена принципов

Рассмотренные принципы работы НКВД нельзя назвать несправедливыми, но уже в 1943 году руководство страны посчитало их излишне жестокими. В Кремле вызрело понимание того факта, что часто сотрудничество с врагом было средством выживания для советских военнопленных и мирных жителей. Примером такого отношения стали массовые переходы военнослужащих коллаборационистских частей на сторону Красной Армии. Солдаты «национальных» активно бежали от немцев, как только появлялась возможность.

В 1943 году советские войска освободили огромные территории Юга России. Солдаты Красной Армии своими глазами видели следы массовых убийств, уничтоженных населённых пунктов и поэтому часто просто расстреливали пособников нацистов (что было по Справедливости, но нарушало законность). Так, командир М. Фролов вспоминал: «При заходе в деревню я сразу же направлял разведгруппу по хатам, и они вылавливали всех полицаев и старосту. Задержанные без долгих разговоров ставились к стенке и расстреливались». Поэтому нацистские пособники старались спрятаться при проходе Красной Армии и возвращались в деревни и населенные пункты лишь после прихода НКВД (!) и шли с повинной.

Это было верным решением для пособников, НКВД их не расстреливал, в худшем случае их ждал арест, суд и срок. Например, по состоянию на 18 марта 1943 года, в Сталинградской, Воронежской, Ростовской, Орловской областях, Ставропольском, Краснодарском краях, Украинской ССР, Калмыцкой, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской АССР было арестовано всего около 30 тыс. человек. Массовости что-то не видно. НКВД оставило на свободе практически всех коллаборационистов, которые не были запятнаны в крупных преступлениях. Часть даже направили служить в Красную Армию – в штрафные части.

Изменение подхода очень хорошо прослеживается в цифрах: если на 18 марта 1943 года было арестовано около 30 тыс. человек, то к концу 1943 года было арестовано лишь 75 тыс. человек, хотя освободили территории с несколькими десятками миллионов людей.

В итоге это изменение, которое уже фактически произошло, было зафиксировано и юридически. Кремль, с учётом вынужденности поступления большинства людей на службу к немцам, фактически даровал им прощение. 11 сентября 1943 года была издана совместная директива НКВД и НКГБ СССР. Согласно директиве, аресту подлежали офицеры коллаборационистских формирований, те рядовые, кто участвовал в карательных акциях против мирного населения, перебежчики из РККА, бургомистры, крупные чиновники, агенты гестапо и абвера, те старосты, кто сотрудничал с немецкой контрразведкой. Всех остальных направляли в проверочно-фильтрационные лагеря, где проверяли, как и вышедших из окружения, освобождённых военнопленных. А согласно архивным документам и данным современных исследований – подавляющее большинство попавших в фильтрационные лагеря благополучно их проходили. Пособники непризывного возраста вообще освобождались от проверки, хотя их и брали на учёт.

Кремль фактически приравнял рядовых пособников к «окруженцам» и освобождённым из плена. В 1944 году на сторону Красной Армии стали массово переходить прибалтийские подразделения, благодаря директиве от 11 сентября 1943 года им почти всем удалось избежать заслуженного наказания. В 1944 году по СССР было арестовано чуть более 100 тыс. человек.

Коллаборационисты-репатрианты

После победы в Москве столкнулись с новой проблемой – миллионы граждан Союза находились на территории Третьего рейха. Большинство были военнопленными, насильственно вывезенными рабочими, но был определенный процент ушедших с немцами добровольно, опасаясь возмездия за сотрудничество с врагом. Кто-то служил в «национальных легионах», дивизиях СС. Москве надо было решать, что с ними делать.

Согласно архивным документам, все коллаборационисты, которые оказались в зоне оккупации СССР, были направлены в проверочно-фильтрационные лагеря, где проходили проверку на предмет совершения военных преступлений. Подавляющее большинство попавших в эти лагеря прошли проверку успешно и вернулись к мирной жизни. Хотя даже из выявленных явных предателей Родины арестовывали меньшинство. Например, в Шахтинском лагере с 1 января по 1 августа 1945 года: прошли проверку 93 старосты – 86 (92,5%) благополучно, т. е. не арестованы; полицейских 466, благополучно - 430 (92,3%); 7 власовцев, 5 - благополучно; 286 легионеров, 284 - благополучно (99,3%); 1184 служивших в немецкой армии и армиях сателлитов, благополучно - 963 (81,3%); 293 прочие, служившие в карательных, административных органах, благополучно - 282 человека (96,2%). В итоге благополучно прошли проверку 88% пособников. В следующие 5 месяцев работы Шахтинского лагеря дали ещё более удивительные результаты – благополучно прошли проверку 99,1% предателей. Правда, по месту жительства этих прошедших проверку предателей не направляли. Что и понятно, у местных жителей могли возникнуть к ним понятные претензии. Их направляли на работу в другие регионы.

Предатели, которых передали из американской, английской и французской зон оккупации, проверяли строже. Их положение определило постановление Государственного Комитета Обороны №9871с от 18 августа 1945 года, Совета Народных Комиссаров от 21 декабря 1945 года и Совета Министров СССР от 29 марта 1946 года. Из фильтрационных лагерей их направили на 6-летнее спецпоселение. Это решение было очень гуманным шагом, по закону им полагался расстрел с конфискацией имущества.

Всего в 1945 году за предательство и пособничество было арестовано 50708 человек. То есть тенденция к сокращению арестованных продолжилась. Цифра направленных на спецпоселение неизвестна, но в марте 1949 года было учтено 112882 спецпоселенца в категории «власовцы», в неё были записаны не только военнослужащие Русской Освободительной Армии (РОА), но и все пособники нацистов. В 1946 году было арестовано 32859 предателей, в 1948 году – 23912, в 1949 году – 19567, в 1950 году – 16634, в 1951 году – 14447, в 1952 году – 3630, в 1953 году – 2136. Большая часть этих людей это члены бандитско-нацистских формирований в Прибалтике и в Западной Украине.


Отношение к прибалтийским коллаборационистам

В Прибалтике, да и в России, многие считают, что прибалтийских пособников нацистов очень жестоко наказали: часть расстреляли, других отправили в сибирский ГУЛАГ. Но эти мнения лишь очередной миф, не имеющий ничего общего с реальностью.

Не секрет, что жители Прибалтики активно сотрудничали с гитлеровцами. Сформированные из них карательные части участвовали в акциях на территории России и Белоруссии. Они охраняли немецкие концентрационные лагеря от Ленинградской области на севере до Сталинградской на юге, участвовали в боях на фронте. В Эстонии было создано 26 полицейских батальонов численностью примерно 10 тыс. человек, ещё примерно 15 тыс. эстонцев воевало в 20-й эстонской дивизии СС. Десятки тысяч эстонцев вошли в состав отрядов «самообороны» - они участвовали в охране концлагерей, в облавах на партизан и окружённых советских бойцов, расстреливали пленных и евреев. Активно сотрудничали с нацистами в Латвии и Литве.

Эти люди в настоящее время объявлены «героями», которые боролись со сталинизмом.

Казалось бы, что за такую активность последует и соответствующее наказание: как минимум спецпоселение или лагеря ГУЛАГа. Такое наказание в настоящее время кажется жестоким, но в то время - это было бы справедливо и вполне законно. Но осенью 1944 года ничего подобного не произошло. Прощать их было не за что, о вынужденности сотрудничества речи не шло - выбирать между формой нациста и голодной смертью не приходилось. Все шли в перечисленные подразделения добровольно. Но юридически они подпадали под директиву от 11 сентября 1943 года № 494/94, поэтому после освобождения этих территорий арестовывали в основном офицеров и тех, чьи преступления против населения были доказаны. В итоге арестовали меньшинство из пособников нацистов. Например: с 1 октября по 31 декабря 1944 года НКВД в Эстонии арестовал 356 бандитов («лесных братьев»), членов отрядов самообороны и полицейских, 620 военнослужащих немецкой армии, 161 бывших бойцов Красной Армии, перешедших на сторону немцев. С 1 января по 25 августа 1945 года в Эстонии задержали 1083 человек, которые служили в вермахте и частях самообороны, 264 других пособников. НКГБ Эстонии арестовал в 1945 году 6569 человек, сколько из них было предателей и пособников нацистов неизвестно.

Часть нацистских пособников из Прибалтики, включая остатки 20-й эстонской дивизии СС, отступили вместе с вермахтом. Они участвовали в битве на Одере, затем отступили в Чехословакию. Те, кто попадал в руки чешских партизан, расстреливались, часть «отбили» советские офицеры - мол, «наших людей» наказывать можем только мы.

В нынешней Прибалтике всячески обвиняют сталинский режим, а надо «спасибо» говорить, так как Кремль дал прибалтийским народам привилегии. Сначала их получили гражданские репатрианты - репатриантов проверяли и направляли домой или в армию и рабочие батальоны; согласно директиве НКВД от 3 марта 1946 года, гражданских эстонцев, латышей, литовцев - всех направляли по месту жительства, в армию и рабочие батальоны их не призывали.

В апреле 1946 года вышло постановление Совета Министров СССР: репатриированные прибалты, служившие в немецкой армии, легионах, полиции в качестве рядовых и младшего командного состава, были освобождены от проверки в фильтрационных лагерях, от 6-го спецпоселения и отправлялись на Родину. Коллаборационистов призывного возраста направляли работать на предприятия Эстонии, Латвии, Литвы, а непризывного - сразу домой.

Уже в начале 1947 года подавляющее большинство прибалтийских пособников вернулось в Прибалтику. Это просто невероятное милосердие - тех, кто ещё недавно сражался с оружием в руках против Красной Армии, участвовал в карательных акциях, освобождали и возвращали на родину. Документы начисто опровергают домыслы современных прибалтийских авторов о том, что при «второй советской оккупации» был устроен настоящий геноцид.

Кремль мог бы устроить «зачистку» Прибалтики, имел полное моральное и законное право, но не сделал этого. Проявив настоящее христианское милосердие, великодушие. Видимо, зря...

Подведём итоги: архивные документы опровергают целую группу антисоветских мифов. Несмотря на довольно большую численность созданных Берлином частей из советских граждан, они не представляли угрозы для советской власти. Большинство из этих людей были «приспособленцами», они выбрали форму гитлеровцев вместо расстрела и смерти от голода. И при первой возможности старались сбежать к «своим» на фронте или к партизанам. В Кремле, поняв всю трудность положения этих людей, начали проводить в отношении них довольно гуманную репрессивную политику, строго карая только офицеров и военных преступников. Этот факт полностью опровергает идею «второй гражданской войны», которую пропагандируют ряд историков-ревизионистов.

Ложен и миф о том, что карали в произвольном порядке («за телегу с сеном», переданную немцам) - карали тех, кто совершал конкретные преступления, подавляющее большинство просто пособников нацистов не пострадали, хотя и были учтены.

Рассказы о «невинных жертвах» - это всего лишь часть информационной войны, развязанной против нашего прошлого и Русского народа с целью приравнять СССР и Третий рейх, сталинизм и гитлеризм, в итоге превратив СССР-Россию в виновников Второй мировой войны.

Большинство репатриантов-пособников даже не попали в ГУЛАГ, хотя и заслуживали этого, большая часть была направлена на спецпоселения, где они имели довольно свободный образ жизни (без конвоя, свободно перемещались по местности и т. д.).

Мифом является и «акт геноцида» народов Прибалтики, наоборот, прибалтийские пособники нацистов получили существенные поблажки, в отличие от других пособников Гитлера.

Советская политика была весьма сдержанной и гуманной, всё остальное - это спекуляции, информационная война, желание «обелить» себя и своих предков.

Источники:
Великая оболганная война-2. Нам не за что каяться! Сборник под ред. А. Дюкова. М. 2008.
Дюков А. Р. За что сражались советские люди. М., 2007.
Земсков В. Н. Спецпоселенцы в СССР, 1930-1960. М., 2005.
Мозохин О. Б. Право на репрессии: Внесудебные полномочия органов государственной безопасности (1918-1953). М., 2006.
Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне: Сборник документов. М., 2000.
Соколов Б. В. Оккупация: Правда и мифы. М., 2002.
Солженицын А. И Архипелаг ГУЛАГ, 1918-1956. М., 1990. Т.3.

Источник: topwar.ru




| Печать |     | В начало |

Великая Страна СССР - Союз Советских Социалистических Республик!

Копирование и распространение материалов приветствуется. Размещение обратных ссылок остается на ваше усмотрение.
Все музыкальные файлы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомительного использования. Все права на них принадлежат их владельцам, равно как и права на книги, статьи и иные материалы.
Если вы считаете, что какие-то ваши права были нарушены материалами этого сайта - пишите - адрес приведен ниже. В письме необходимо указать следующие данные:

Адрес страницы сайта, нарушающей, по Вашему мнению, авторские права;
Ваши ФИО и e-mail;
Документ, подтверждающий авторские права.


mailto:
Статистика: Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru