Расказачивание началось за полвека до власти большевиков
Расказачивание началось минимум за полвека до прихода к власти большевиков, как минимум. В сущности, казачество к началу первой мировой войны являлось пережитком феодализма не эффективным, как в экономическом так и в военном плане.
Уже в XIX веке казачий вопрос начинают все активнее педалировать в правительственных верхах. Расширение границ империи привело к тому, что казачьи территории оказались во внутренних регионах страны и казачество перестало выполнять роль дешевой пограничной охраны.
Самые массовые казачьи войска Донское, Кубанское и Оренбургское к началу XX века располагались в глубоком тылу, в спокойных внутренних регионах.
Роль казаков как феодальной конницы тоже резко упала. Это стало ясно ещё в русско-японскую войну. Во-первых, возросшая мощь оружия уменьшила роль всякой конницы вообще, а во-вторых, выяснилось, что казачья конница значительно уступает регулярной в выучке.
Будущий коллаборационист Петр Краснов, описывая ситуацию в казачьих войсках накануне первой мировой войны писал:
«Все погрязли в хозяйственных заботах. Все думы о гарнцах, выгодной покупке сена, экономической крупе. Перед вами хозяева и коммерсанты, недурные управляющие скотными дворами, но не кавалеристы».
Документы того периода пестрят сообщениями, что призванные на службу молодые казаки не умеют обращаться с винтовкой и шашкой. Более того, некоторые казаки не умеют ездить верхом.
В капиталистической России казаки являлись феодальным пережитком, сохранившимся только благодаря тому, что феодальные пережитки в Российской империи сохраняло не только казачество, а все государство.
Сами казаки были недовольны своим положением. Казачество только называлось «вольным». В реальности они были такими же крепостными. Не все знают, что Емельян Пугачев стал бунтовщиком после того как попал в тюрьму за самовольный переезд с Дона на Терек.
Освобождение русского крестьянства от крепостной зависимости императором Александром II (не русские народы на западе империи были освобождены значительно раньше) сделало казаков ещё более уязвимыми. Будучи «состоящим на службе» постоянно до истечения возраста службы, казак не имел права выезжать из своей станицы, фактически оставаясь крепостным.
В результате казачьи привилегии уже не обеспечивали более высокого уровня жизни, чем у иногородних и многие казаки стремились выйти из сословия, расставшись не только с привилегиями, но и с казачьей службой. В особом положении находилось только Уральское казачье войско – одно из самых маленьких, которое являло собой одну староверческую общину, главной привилегией которой была не земля, а исключительное право на добычу черной икры в реке Урал.
А в крупных казачьих войсках (Донском, Кубанском и Оренбургском) началось резкое социальное расслоение. В Кубанском войске оно сопровождалось ещё и национальными противоречиями: черноморцы тяготели к Украине, линейцы – к России.
Историк А.В. Иванов отмечает, что в начале века главными требованиями казаков к правительству было сокращение повинностей, срока службы, приобретение лошадей и амуниции за счёт государства:
«Это свидетельствует о том, что параллельно хозяйственному шло нравственное «расказачивание».
Вот что писал, например, атаман одного из казачьих отделов Сибирского казачьего войска В. Путинцев:
«Пьянство, лень и праздность царят в казачьей среде, разъедая её в корне, так как теперь пьют меньше старики, а больше молодежь. Пьют малолетки, пьют девушки-подростки… Пьют, пользуясь каждый удобным и неудобным случаем, начиная с покупки коня или коровы, кончая именинами… Благодаря такому пьянству в наших станицах и поселках в праздничные дни господствует бесшабашный разгул, приправленный пьяными скабрёзными песнями, дракой между молодежью, уличным развратом…»
По данным статистики того времени, в Оренбургском казачьем войске на одну душу обоего пола потреблялось в год 0,75 ведра (9,2 литра) водки. И это только реализованных через казенные питейные заведения.
Историк Иванов в нравственном раскулачивании видит проблему того, что оренбургское казачество не оказало никакой помощи самодержавию. Антибольшевистское движение в Оренбургском казачьем войске возглавлял атаман Александр Дутов, поддержавший февральскую революцию и Временное правительство.
Казачество, как сословие, как пережиток феодального прошлого, было обречено при любой власти.
Источник |