Наталья Морозова: «Какую же прекрасную страну мы потеряли! И какие же прекрасные люди жили и работали в той стране. Да что там говорить, если прекрасны даже осколки от погубленной страны...»
Великая Страна СССР
Наша Родина - СССР, наша цель - социализм, наше будущее - коммунизм!
СССР - это продолжение и развитие лучшего, что было в дореволюционной России. Наша история - это поступательное движение вперед, пусть с некоторыми отступлениями. Но даже поражения - горький, но необходимый урок. Читая в детстве Майн Рида или Жюля Верна большинство из нас в своих фантазиях представляли себя путешествующим в джунглях Амазонки, африканских саваннах или прериях Северной Америки. Не был исключением и автор, который тоже мечтал о дальних странствиях и походах. И вместе с тем, прочитав очередной приключенческий роман, я иногда ловил себя на мыслях вроде этой:
"Эх, жаль что все это истории не о наших путешественниках! Неужели не было в нашей истории героев, похожих на первопроходцев и путешественников, описанных этой книге?"
Чуть позже я узнал о путешествиях Крузенштерна, Беллинсгаузена и Лазарева, и других русских мореплавателей, после чего таких мыслей стало меньше. Оказалось, что в русской истории тоже есть люди, биографии которых могли стать основой для увлекательных приключенческих романов. К сожалению, большинство этих людей неизвестны для рядового гражданина. Попробуем хоть немного восполнить этот пробел и расскажем историю жизни одного такого человека, простого дворового человека, уроженца Курской губернии, который волей судьбы стал одним из тех, благодаря кому Аляска многие десятилетия называлась Русской Америкой.
Жизнь и удивительные приключения Тимофея Тараканова, дворового человека из Курска.
Родился Тимофей Никитин, сын Тараканов в 1774 году, в семье дворового человека одного из богатейших курских купцов второй половины XVIII века. Купец этот, надворный советник Никанор Иванович Переверзев, начал свой купеческий путь с получения откупа на торговлю спиртным и открытия питейных заведений в городе Курск. Человек хваткий и не упускающий выгоду, Никанор Переверзев быстро стал богатым человеком и продвинулся в табеле о рангах до статского советника, имеющего почти 1400 душ крепостных. Одним из них и был Тимофей Тараканов.
Данных о детстве и молодых годах не сохранилось – кого интересовал обычный дворовой человек, пусть у богатого купца? Поэтому неизвестно точно, когда его жизнь повернулась настолько круто, что он покинул родной дом и отправился за тридевять земель в неведомые земли. Скорее всего, хозяин просто отправил его на заработки, рассудив, что так он может принести больше дохода. Многие купцы из Курска и области в те годы осваивали торговые маршруты на восток, так что по одному из них очевидно и отправился молодой Тимофей, не подозревая, какие приключения ему предстоят.
В то время путь в русские владения на Американском континенте был долог. Не меньше года занимало добраться сухопутным путем в Охотск и еще несколько месяцев на морское путешествие к берегам Русской Америки. Учитывая все это, как и тот факт, что документальное упоминание о помощнике байдарщика одной из промысловых артелей Тараканове датируется 1803 годом, можно предположить, что Тимофей попал на Аляску во второй половине 90-х годов XVIII века. Ведь занимаемая им должность требовала опыта, который не мог быть получен раньше, чем через несколько лет.
Русское поселение на осторве Кадьяк. Начало XIX века.
В то время правителем Русской Америки был Александр Баранов. Человек, более двух десятков лет управлявший огромными территориями, воюя с воинственными племенами тлинкитов (колошей) и одновременно занимаясь устройством хозяйственной жизни на вверенных ему российских землях. Его ум и железная воля снискали уважение как русских колонистов, охотников и промысловиков, так и местного населения. Пережив бурные события начала XIX века, когда тлинкиты вышли на тропу войны и разрушили крепость на острове Ситка и еще несколько русских опорных пунктов на побережье, после усмирения воинственных индейцев, Баранов стал задумываться над расширением русских владений на юг. Это было вызвано еще и тем, что колонии испытывали нехватку продовольствия. Перевоз из России стоил очень дорого, а от однообразного питания многие служащие Российско-Американской компании болели цингой. Новые поселения задумывались в первую очередь как источники производства продуктов питания для жителей Аляски.
Первым шагом в этом направлении стала разведка, проведенная в 1804 году капитаном из Бостона Джозефом О’Кейном по поручению Баранова. На борту его корабля, прошедшего вдоль побережья до Сан-Диего находились и русские промысловики и охотники, во главе с Таракановым. Именно его и назначил Баранов одним из старших над экспедицией. А это значит, что к тому времени он уже был у правителя на полном доверии, которое завоевать было совсем не так просто.
Плавание это закончилось достаточно успешно, но следующие два года снова было не до экспедиций. Однако в 1806-07 году новая экспедиция состоялась. На этот раз Тараканов стал ее единоличным начальником. Она примечательна тем, что в этот раз промысел велся недалеко от Сан-Франциско, в заливе Бодега. Там, где вскоре возникнет самое южное поселение русских на Американском континенте. Но это будет позже, а пока Тараканову, вернувшемуся с большой добычей, предстояла новая экспедиция. Именно она стала самым захватывающим событием в биографии нашего героя.
Экспедиция 1808 года стала первой полностью русской экспедицией к берегам Калифорнии. Шхуне "Святой Николай", построенной на верфи Ново-Архангельска, предстояло пройти вдоль побережья и подробно разведать береговую линию с целью найти подходящее место для основания поселения. Инструкции, данные начальнику экспедиции Тараканову и капитану Николаю Булыгину, требовали "учинить описание всего берега Новаго Альбиона", а так же "испытывать нравы обычай всех тамошних коренных обитателей", на предмет установления торговых и прочих отношений. 29 сентября 1808 года "Святой Николай" с экипажем из 11 матросов, и пяти алеутов-байдарщиков, двое из которых шли со своими женами, покинул порт Ново-Архангельска и отправился на юг. Вслед за ним через три недели в том же направлении вышло другое русское судно, "Кадьяк". Оба корабля должны были встретиться в условленном месте. Однако встреча не произошла.
В течении четыре недель "Святой Николай" шел на юг, вдоль восточного побережья Америки. Первое время погода была благоприятна для плавания, однако затем начались сильные бури, продолжавшиеся с перерывами все время. Несколько раз корабль чуть не вбросило на берег, и учитывая то, что в те местах было немало скал и подводных камней, это могло привести к гибели корабля и экипажа. До определенного момента путешественникам везло, но в один далеко не прекрасный день везение закончилось. Утром 1 ноября почти лишенный возможности маневрировать корабль с поврежденным ветром такелажом выбросило на прибрежную каменную отмель. Это случилось неподалеку от современного города Сиэттл, столицы штата Вашингтон.
Экипаж не пострадал при крушении, однако корабль был безнадежно поврежден. Ремонтировать его было бесполезно. Поэтому экипаж стал выгружать и переносить на берег корабельное имущество, готовясь разбить лагерь. Места эти были негостиприимные и дело было совсем не в природе этих мест, а в ее обитателях - индейцах. Населявшие здешние место племена квилеутов и хо были воинственными племенами, часто захватывавших пленных для выкупа или обращения в рабство. Поэтому необходимо было хорошо подготовится к встрече, благо оружия было достаточно.
И она произошла очень скоро. Появившиеся индейцы попытались разграбить имущество с корабля, однако им был дан отпор и они спешно ретировались, потеряв трех человек убитыми. Среди русских потерь не было, но несколько человек, в том числе и Тараканов получили ранения камнем или ножом. Оставаться на месте не было смысла и потерпевшие крушения решили отправиться пешком к месту встречи с "Кадьяком".
Путь этот был нелегким. Через неделю при переправе через одну из рек произошло новое столкновение с индейцами. Девять человек были ранены стрелами, но это было не самое худшее. Четыре человека, в том числе супруга штурмана Булыгина ария попали в плен. И хотя атака была отбита, положение оставшихся ухудшилось. Кроме того, рана одного из раненных, Харитона Собашникова, оказалась смертельной. Поэтому он попросил товарищей оставить его в лсу, что бы не быть помехой для остальных. "Простившись с несчастным нашим другом и оплакав горькую его участь, мы оставили его уже при последних минутах жизни и пошли в путь" - так писал в своем дневнике Тараканов.
Следующее столкновение произошло еще через неделю. При подъеме на холм группа Тараканова, который к этому времени принял полное командования над оставшимися в живых, была снова обстреляна индейцами. Опять несколько человек были ранены, к счастью не опасно. Потеряв одного из нападавших, индейцы вновь отступили.
Еще неделю группа шла вперед, избегая встреч с индейцами. Наконец, те выслали к русским парламентеров с предложением выкупить захваченых в плен товарищей. За них потребовали четыре ружья. Однако Тараканов отказался (совершенно правильно, ведь ружья были бы использованы против них). Зато удалось договориться о перемирии. Ведь уже начиналась зима и отряду приходилось в любом случае оставаться на зимовку. А ее лучше было провести без стычек с соседями.
Зимовка эта закончилась в феврале месяце. Теперь группа собиралась идти дальше, но перед этим штурман Булыгин решил попытаться освободить пленных (прежде всего свою жену) из плена. Поэтому отряд направился к месту, где их товарищи попали в плен. Здесь им улыбнулась удача - удалось захватить в заложники нескольких индейцев, после чего тем было предложено произвести обмен. Они согласились и действительно собрались вернуть Анну Булыгину. Однако та совершенно неожиданно предложила сдаться индейцам, заверив, что те не причинят русским вреда и впоследствии разрешат сесть на один из проходящих мимо кораблей. Предложение это настолько поразило всех, что вызвало раскол в отряд. Учитывая то, что боеприпасов к тому времени осталось мало, пять человек, в том числе Булыгин и Тараканов, приняли решение согласиться, и в результате им удалось договориться на вполне почетные условия пребывания у индейцев. Остальные же отправились в путь. Однако вскоре, лишившись оставшихся запасов пороха, они были захвачены в плен другим племенем квилеутов.
Условия содержания действительно были вполне сносными. Как писал об этом периоде сам Тараканов «Осенью занимался я стрелянием птиц, а зимою делал для своего хозяина и на продажу разного рода деревянную посуду». В общем он жил скорее на положении гостя, нежели раба, и был вполне доволен своим пребыванием у «доброго моего хозяина Ютрамаки, который обходился со мною, как с другом, а не как с пленником».
Так же он делал для индейцев бочки, которые те изготавливать не умели и еще много полезных вещей. В результате "Талакани", как прозвали Тимофея, завоевал уважение индейцев и пользовался в общем почти полной независимостью. Достаточно сказать, что ему оставили огнестрельное оружие, а готовясь к зиме 1809-10 годов он построил себе собственную землянку. А еще через некоторое время его фактически приняли в племя, причем, как он писал, "в качестве старшины", который принимал решения наравне с другими вождями.
Однако несмотря на все это, Тараканов не собирался оставаться здесь навсегда. И поэтому, когда вестной 1810 года к селению подошло американское судно "Лидия", ему удалось договориться об освобождении пленных за выкуп. К несчастью, не все пережили плен. Стандартным выкупом было «пять байковых одеял, пять сажен сукна, слесарную пилу, два стальных ножа, одно зеркало, пять картузов пороху и такой же величины пять мешков дроби». И вот наконец летом 1810 года "Лидия" вошла в гавань Ново-Архангельска. Одиссея длиной в два года закончилась.
Казалось бы, все это должно было отбить всякую охоту к приключениям, но нет! В этот же сезон байдарочная артель Тараканова вновь уходит на промысел в калифорнийские воды. И сезон становится вполне усешным - добыча составила две с половиной тысячи шкур калана.
А в следующем году в Калифорнии основывается первое русское поселение - Форт Росс. И именно Тараканов договорился с индейцами о покупке места под его постройку. Цена, уплаченная за участок земли, составила "три одеяла, три пары брюк, два топора и три мотыги, не считая различных бус".
Форт Росс.
Такие действия вызвали недовольство у испанских властей Калифорнии. В конце концов в сентябре 1815 года произошло столкновение с испанскими солдатами. После этого промысел был прекращен и Тараканов на судне "Ильмена" отправился в Ситку.
Однако случилось непредвиденное. Сильной бурей судно было унесено далеко в океан. Когда же шторм стих, полученные повреждения требовали ремонта, произвсти который в Калифонии было невозможно. Тогда был взят курс к Гавайским островам, на которые судно прибыло через 20 дней. А прибыв на Гавайи, Тараканов со своими спутниками попали в новое приключение.
В то время на Гавайях находился представитель Компании доктор Георг Антон Шеффер, немец по просхождению. Он был послан Барановым для установления дипломатических и торговых отношений с королем Камеамеа. Это сперва удалось, король в знак своего расположения подарил доктору большой участок земли для постройки фактории. После этого, воспользовавшись прибывшим в виде "Ильмены" подкреплением Шеффер с двумя кораблями отправился на северный остров Кауаи, где подписал с местным королем Каумуалии договор о принятии его земель в российское подданство. Над островом поднялся русский флаг и начались работы по строительству факторий и укрепленных пунктов (развалины одного из них, Форта Елизаветы, можно увидеть на острове и сейчас). Хотя личные отношения Шеффера и Тараканова нельзя было назвать хорошими, последний оказывает доктору, как старшему, всевозможную помощь и содействие. Его деятельность не остается незамеченной, и в конце года король дарит Тимофею участок земли и... 13 семей в личную собственность. Ситуация тем более пикантная, что сам Тараканов на этот момент до сих пор формально был крепостным. Впрочем, он отнесся к этому факту совершенно равнодушно.
Развалины форта Елизаветы.
Но через несколько месяцев ситуация изменилась. В результате интриг американских торговцев, не желающих отдавать Гавайи конкурентам, и отсутствии обещанной Шеффером помощи из России (в своих обещаниях доктор превысил данные ему полномочия), русским после ряда стычек пришлось покинуть острова, оставив много имущества, принадлежавшего Компании. Однако через год, вернувшемуся с дипломатической миссией Тараканову удалось добиться его частичного возврата.
А тем временем, Правитель Русской Америки Александр Баранов, в течении 20 лет бывший первым правителем русских владений в Америке, получил отставку и вскоре по прибытии замены, покинул Америку навсегда. С новым руководством отношения у Тимофея не очень-то сложились, поэтому в дальних экспедициях ему больше участвовать не пришлось. Впрочем, одновременно с этим пришла и хорошая новость - пришли наконец оформленные документы на вольную. А вскоре у него в семье появилось пополнение - родился сын Алексей. Супруга его, Александра Игнатовна была крещенной алеуткой.
Проведя свой последний год в обычном промысле, в апреле 1820 года Тараканов с семьей покинул Русскую Америку и отправился в Охотск. Ему предстоял долгий, длиной несколько лет путь домой. И вот наконец в 1825 году он возвращается в родной Курск, получив свидетельство о зачисление в мещанское сословие.
Дальнейшая судьба бывшего служащего РАК практически неизвестна. В ревизской сказке за 1834 год по мещанам Курска он с семьей присутствуют в списках, но в "Алфавитной книге курских мещан и посадских людей" за 1844 год его уже нет. Скорее всего он с семьей покинул город, и дальше его следы теряются.. Не исключено, что он решил вернуться в Америку.
Как видите, жизнь этого человека действительно могла стать основой для приключенческих романов и фильмов. Однако современные писатели и режиссеры предпочитают писать книги и снимать фильмы о других "героях"..
З.Ы. Были использованы материалы из работы А.В. Зорина "Первопроходец Тимофей Тараканов".
З.З.Ы. Кстати, мой дед по материнской линии - тоже родом из Курской области :)
Вот почему считаю, что СССР - это продолжение и развитие лучшего, что было в дореволюционной России. Наша история - это поступательное движение вперед, пусть с некоторыми отступлениями. Но даже поражения - горький, но необходимый урок.
Великая Страна СССР - Союз Советских Социалистических Республик!
Копирование и распространение материалов приветствуется.
Размещение обратных ссылок остается на ваше усмотрение.
Все музыкальные файлы, представленные на сайте, предназначены
исключительно для ознакомительного использования.
Все права на них принадлежат их владельцам, равно как и права
на книги, статьи и иные материалы.
Если вы считаете, что какие-то ваши права
были нарушены материалами этого сайта - пишите - адрес
приведен ниже. В письме необходимо указать следующие данные:
Адрес страницы сайта, нарушающей, по Вашему мнению, авторские права;
Ваши ФИО и e-mail;
Документ, подтверждающий авторские права.