И.В.Сталин и В.И.Ленин
Наталья Морозова: «Какую же прекрасную страну мы потеряли!
И какие же прекрасные люди жили и работали в той стране.
Да что там говорить, если прекрасны даже осколки от погубленной страны...»
Рабочий класс

Великая Страна СССР

Наша Родина - СССР, наша цель - социализм, наше будущее - коммунизм!
RSS
Памятные даты: 1975 год

Январь
2 января 1975 год

Комсомольская летопись БАМ...
Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.




2 января 1975 г. копровая команда члена ВЛКСМ сержанта А. Викулова, мостового батальона железнодорожных войск СССР под командованием майора Л. П. Светлова, забила первую сваю под опоры временного совмещенного моста через реку Бурея. Мост построен в срок со 2 января 1975 г. по 15 апреля 1975 г.
***
Мостовыми частями накоплен опыт строительства как капитальных, так и временных искусственных сооружений в условиях низких температур и вечной мерзлоты. Построены временные мосты через крупные водные преграды, такие, как Бурея, Бысса, Дуки, Горин, Унаха, Олонгро, Десс. Всего построено свыше 1700 пог. м временных мостов под железнодорожный путь или совмещенное движение железнодорожного и автомобильного транспорта.
Опыт строительства временных мостов на БАМе конкретизировал пути поиска оптимальных решений по основаниям опор мостов для районов с суровыми климатическими условиями.
Великая страна СССР,Байкало-амурская магистраль - БАМ

9 января 1975 год

Опубликование постановления ЦК КПСС "О 70-летии Революции 1905—1907 годов в России".
14 января 1975 год

Токтогульской ГЭС
14 января 1975 ввод в действие первого агрегата Токтогульской ГЭС (Киргизская ССР).
Водохранилище станции – самое большое в Средней Азии, расположено в пределах Кетмень-Тюбинской долины и имеет следующие размеры: длина – 65 км, площадь зеркала – 284,3 км2, максимальная глубина – 120 м. Полная емкость водохранилища составляет 195 млрд. м3, полезная – 14 млрд. м3.
Плотина Токтогульской ГЭС по своим конструктивным параметрам является уникальным бетонным сооружением, предназначенным для эксплуатации в условиях исключительно высокой сейсмичности. Её высота 215 м, длина по гребню – 292,5 м.


Канал "Великая страна СССР" на YouTube

19 января 1975 год

Ввод в действие первого производственного комплекса Чебоксарского завода промышленных тракторов.
24 января 1975 год

Комсомольская летопись БАМ...
Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.




"За себя и за того парня"
24 января 1975 г. На комсомольском собрании член ВЛКСМ ефрейтор А. Сычев поддержал инициативу московских комсомольцев работать "За себя и за того парня". В состав возглавляемой им автоколонны включен Герой Советского Союза В. П. Мирошниченко.


Канал "Великая страна СССР" на YouTube
Великая страна СССР,Байкало-амурская магистраль - БАМ

27 января 1975 год

Орлова Любовь Петровна
• 11 февраля (29 января) 1902 - 26 января 1975 •
(72 года)
Выдающаяся советская актриса Любовь Орлова
Великая страна СССР,Любовь Орлова
Снялась в фильмах:

1933 — Любовь Алёны
1934 — Петербургская ночь
1934 — Весёлые ребята
1936 — Цирк
1938 — Волга-Волга
1939 — Ошибка инженера Кочина
1940 — Светлый путь
1941 — Боевой киносборник № 4
1941 — Дело Артамоновых
1943 — Одна семья
1947 — Весна
1949 — Встреча на Эльбе
1950 — Мусоргский
1952 — Композитор Глинка
1960 — Русский сувенир
1963 — Мелодии Дунаевского
1974 — Скворец и Лира

Награды и премии:

~ Сталинская премия первой степени (1941) — за исполнение роли Марион Диксон в фильме «Цирк» (1936) и роли Стрелки в фильме «Волга — Волга» (1938)
~ Сталинская премия первой степени (1950) — за исполнение роли американской журналистки Джаннетт Шервуд в фильме «Встреча на Эльбе» (1949)
~ Народная артистка СССР (1950)
~ орден Ленина
~ два ордена Трудового Красного Знамени
~ медаль «За оборону Кавказа»



Февраль
1 февраля 1975 год

Комсомольская летопись БАМ...
Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.




Завершающий год 9-й пятилетки
1 февраля 1975 г. 15 воинов-железнодорожников приняли участие в первом слете строителей Центрального участка Байкало-амурской магистрали и Шимановского комплекса предприятий строительной индустрии в городе Благовещенске. Участники слета обратились ко всем строителям Байкало-Амурской магистрали с призывом ознаменовать завершающий год девятой пятилетки ударным трудом.
Великая страна СССР,Байкало-амурская магистраль - БАМ

5 февраля 1975 год

Комсомольская летопись БАМ...
Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.




Станция Ургал - первый "серебряный" костыль!
5 февраля 1975 г. В 8 часов 30 минут по местному времени на Восточном участке Байкало-Амурской магистрали возле станции Ургал, на 2712-м километре от Усть-Кута, был забит первый - "серебряный" костыль в рельсовое звено главного пути БАМ. Право забить костыль было предоставлено члену ВЛКСМ рядовому Леониду Смирнову. В этот день воины-путейцы под командованием старшего лейтенанта Валерия Скобелева уложили 125 метров рельсового пути.
Великая страна СССР,Байкало-амурская магистраль - БАМ

11 февраля 1975 год

Комсомольская летопись БАМ...
Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.




Лучший комсомольско-молодежный коллектив
11 февраля 1975 г. Бюро ЦК ВЛКСМ приняло постановление о награждении комсомольских организаций, где секретарями лейтенант В. Семочкин и сержант А. Кудряшов, переходящими красными знаменами "Героям пятилеток, ветераны труда - лучшему комсомольско-молодежному коллективу".
Великая страна СССР,Байкало-амурская магистраль - БАМ

20 февраля 1975 год

20 февраля 1975 года в СССР учрежден День войск противовоздушной обороны.
24 февраля 1975 год

Их вырастил Сталин на верность народу!

Великая страна СССР, Вечный огоньОни заслужили право на все... Кроме забвения...
Нас в песнях воспели и в бронзе отлили,
Легенды расскажут, какими мы были.




Булганин Николай Александрович
• 11 июня (30 мая) 1895 - 24 февраля 1975 •
(79 лет)
День памяти маршала Булганина...
24 февраля 1975 года умер Николай Александрович Булганин, Маршал Советского Союза, Герой социалистического труда.
Во время Великой Отечественной войны с 19 июля 1941 года по 10 сентября 1941 года и с 1 февраля 1942 года по 5 мая 1942 года — член Военного совета Западного направления. Был членом Военного совета Западного фронта (12.07.1941 — 15.12.1943); 2-го Прибалтийского фронта (16.12.1943 — 21.04.1944); 1-го Белорусского фронта (12.05.1944 — 21.11.1944).
С ноября 1944 года заместитель наркома обороны СССР, член Государственного комитета обороны (ГКО) СССР. В феврале 1945 года введен в состав Ставки Верховного Главнокомандования. С марта 1946 года — первый заместитель министра Вооружённых Сил СССР. 3 марта 1947 года Н. А. Булганин назначен министром Вооружённых сил СССР, до него эту должность с 1941 занимал непосредственно Сталин.
Великая страна СССР, Николай Александрович Булганин - Маршал Советского Союза

27 февраля 1975 год

Опубликование постановления ЦК КПСС "О народных художественных промыслах".

Март
4 марта 1975 год

4—5 марта — Совещание в Праге секретарей ЦК коммунистических и рабочих партий девяти социалистических стран.
15 марта 1975 год

Комсомольская летопись БАМ...
Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.




Обмен комсомольских документов
15 марта 1975 г. В комсомольских организациях Железнодорожных войск, принимающих участие в строительстве БАМ, начался обмен комсомольских документов. Первыми получили новые комсомольские билеты старший лейтенант П. Карпов, лейтенант А. Аржевикин, сержант Ш. Рахимкулов, ефрейтор Н. Краснобаев.
Великая страна СССР,Байкало-амурская магистраль - БАМ

21 марта 1975 год

21 марта 1975 года в Эфиопии была свергнута трехтысячелетняя монархия. Император Хайле Силассие арестован. К власти пришел Менгисту Хайле Мариам, который провозгласил курс на союз с СССР и строительство социализма.
23 марта 1975 год

Комсомольская летопись БАМ...
Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.




Встреча поколений
23 марта 1975 г. Состоялась встреча воинов-железнодорожников с первостроителями Комсомольска-на-Амуре. Тепло и радужно встретили солдаты бамовцы дорогих гостей: заслуженного строителя РСФСР М. Н. Орлова, доцента Комсомольского-на-Амуре педагогического института, кандидата исторических наук Е. В. Дороднова и старшего мастера завода имени Ленинского комсомола С. С. Сырнева.
***
Город Комсомольск-на-Амуре образован в 1932 году из села Пермского (основанного в 1860 году) в соответствии с Постановлением Президиума ВЦИК от 10 декабря 1932 года «О преобразовании селения Пермского Нижнетамбовского района Дальневосточного края в город Комсомольск-на-Амуре». Днем города считается 12 июня.
Строительство города было обусловлено необходимостью возведения судостроительного и авиационного заводов – форпостов оборонной промышленности Дальнего Востока.
Великая страна СССР,Байкало-амурская магистраль - БАМ


Апрель
3 апреля 1975 год

3 апреля 1975 года по решению ФИДЕ русский гроссмейстер Анатолий Карпов становится 12-м чемпионом мира по шахматам.
__________
СПРАВКА: Бобби Фишер был лишен звания чемпиона мира по шахматам в связи с его отказом отстоять это звание во встрече с претендентом — Анатолием Карповым.
15 апреля 1975 год

Комсомольская летопись БАМ...
Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.




"Никто не забыт, ничто не забыто"
15 апреля 1975 г. В поселке Тындинский состоялась торжественная встреча воинов-железнодорожников с участниками комсомольско-молодежной эстафеты вдоль границы СССР "Никто не забыт, ничто не забыто".
Великая страна СССР,Байкало-амурская магистраль - БАМ

18 апреля 1975 год

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дополнительных льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих".
20 апреля 1975 год

Комсомольская летопись БАМ...
Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.




Укладка пути к звеносборочной базе
20 апреля 1975 г. В день коммунистического субботника в поселке Березовка началась укладка подъездного пути к строящейся полуавтоматической звеносборочной базе. Право забить "серебряный" костыль предоставлено члену ВЛКСМ отличнику боевой и политической подготовки ефрейтору Владимиру Липину. В первый день работы уложено 100 метров полотна.
Великая страна СССР,Байкало-амурская магистраль - БАМ

22 апреля 1975 год

Комсомольская летопись БАМ...
Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.




105-я годовщина со дня рождения В.И. Ленина
22 апреля 1975 г. В день 105-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина завершено строительство временного совмещенного моста через реку Бурея длиной 622 метра и автодорожного моста через реку Гилюй. На строительстве отличились майор Л. Светлов, капитан Ю. Жуков, лейтенант А. Олейгик, сержант Н. Нестеров, ефрейтор А. Павлов, рядовые М. Гусманов, А. Чернышов, А. Кастусель.
Великая страна СССР,Байкало-амурская магистраль - БАМ

23 апреля 1975 год

23 апреля — Указ Президиума Верховного Совета СССР "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения семей военнослужащих, погибших на фронте, и об изменении порядка выплаты пенсий работающим инвалидам III группы из числа военнослужащих".
25 апреля 1975 год

25 апреля — Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении юбилейной медали "Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.".
30 апреля 1975 год

День победы Социалистической Республики Вьетнам!
30 апреля 1975 года вьетнамская Народная армия освободила Сайгон, что привело к падению на юге страны марионеточного проамериканского режима. Завершилась освободительная борьба вьетнамского народа за воссоединение страны против иностранной агрессии. День победы - национальный праздник Социалистической Республики Вьетнам.
***
Днём 30-го апреля 1975 года танк Т-54 Армии Северного Вьетнама протаранил ворота «Дворца Независимости» в Сайгоне поставив в войне жирную точку. Власти Сайгона были вынуждены подписать капитуляцию.
Таким образом, во Вьетнаме положили конец войнам терзавшим страну с 50-х годов, империалистические хищники обломали клыки о несгибаемую волю вьетнамского народа быть свободным от гнёта мирового капитала.
Сначала французы, а потом и целая коалиция стран союзниц США (включая Австралию, Южную Корею, Филипины, Новую Зеландию, Тайвань, Испанию) потерпели поражение от коммунистов.
Да-да, именно от коммунистов. Не смотря на то, что Советский Союз в силу определенных политических причин не участвовал в войне непосредственно, была оказана огромная помощь различными вооружениями, стрелковое оружие, зенитно-ракетное оснащение, самолеты, бронетехника а так же обучением военных специалистов как на территории Вьетнама так и в СССР. Так же Вьетнаму оказывалась большая поддержка со стороны социалистического Китая.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Вьетнамская война закончилась разгромом для мирового капитала.
Великая страна СССР,30-04-1975 день победы Социалистической Республики Вьетнам


Май
6 мая 1975 год

Дубосеково - «Рубеж славы»
Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в веках будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов.


6 мая 1975 года у разъезда Дубосеково был открыт «Рубеж славы» — ансамбль-памятник, увековечивший подвиг 28 героев-панфиловцев.
Великая страна СССР,«Рубеж славы» - памятник - подвиг 28 героев-панфиловцев

8 мая 1975 год

Комсомольская летопись БАМ...
Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.




Первый поезд прибыл в столицу БАМ - Тынду
8 мая 1975 г. В 14 часов 35 минут по местному времени началась укладка "серебряного" звена на станции Тында. Почетное право уложить звено завоевали капитан Э. М. Захаров, члены ВЛКСМ старший сержант П. С. Русаков, ефрейторы В. А. Осипенко, В. А. Шефер, рядовой В. А. Ерохин. Первый поезд прибыл в столицу БАМ - Тынду. Завершилось строительство первого пускового объекта БАМа - железнодорожной линии станция БАМ - пос. Тындинский.
***
Май 1975 г. Решением Тындинского поселкового Совета депутатов трудящихся две улицы поселка названы именами Героя Советского Союза сержанта Виктора Мирошниченко и бесстрашного комиссара Железнодорожных войск Александра Галафеева.
***
Май 1975 г. Неподалеку от поселка Березовка воины-железнодорожники начали отсыпку полотна Байкало-Амурской Магистрали. Право отсыпать первые кубометры грунта получили механизаторы подразделения лейтенанта Л. Коновалова.
Великая страна СССР,Байкало-амурская магистраль - БАМ

12 мая 1975 год

12 мая 1975 года на экраны вышел фильм Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» по роману Михаила Шолохова.
21 мая 1975 год

Комсомольская летопись БАМ...
Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.




Строителей поздравил Л.И. Брежнев
21 мая 1975 г. С большой трудовой победой - досрочным открытием рабочего движения поездов на линии БАМ - Тында строителей поздравил товарищ Л.И. Брежнев.
Великая страна СССР,Байкало-амурская магистраль - БАМ

24 мая 1975 год

Вторая экспедиция на Салют-4
Запуск космического корабля "Союз-18" (экипаж: П.И. Климук и В.И. Севастьянов), стыковка с орбитальной станцией "Салют-4". Общее время полёта около 63 суток.
26 мая 1975 год

Комсомольская летопись БАМ...
Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.




Фото у Знамени Победы
26-27 мая 1975 г. Семьдесят шесть воинов-железнодорожников - строителей БАМ - победителей соревнования в честь 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне сфотографированы у святыни советского народа - Знамени Победы.
Великая страна СССР,Байкало-амурская магистраль - БАМ

29 мая 1975 год

"БелАЗ-7520" грузоподъёмностью 110 т.
Опубликовано сообщение о начале серийного производства на Белорусском автозаводе автосамосвала "БелАЗ-7520" грузоподъёмностью 110 т.
***
В 1948 году, согласно сталинскому плану восстановлении народного хозяйства БССР на 1946-1950 гг. в районе железнодорожной станции Жодино в 50 километрах от Минска началось строительство машиностроительного завода, который впоследствии получил имя «Белорусский автомобильный завод».
Великая страна СССР,БелАЗ-7520


Июнь
8 июня 1975 год

Первые фотографии и первый в мире искусственный спутник Венеры!
8 июня 1975 года с космодрома Байконур ракетой-носителем "Протон-К" с разгонным блоком ДМ была запущена автоматическая межпланетная станция "Венера-9" для исследования планеты Венеры с орбиты искусственного спутника планеты и с помощью спускаемых аппаратов на её поверхности.
В результате миссии "Венера-9" впервые в истории космонавтики были переданы панорамные телевизионные изображения с другой планеты. Также орбитальный модуль "Венера-9" стал первым в мире искусственным спутником Венеры. С помощью спускаемого аппарата измерены плотность, давление, температура атмосферы, количество водяного пара, проведены нефелометрические измерения частиц облаков, измерения освещённости в различных участках спектра. Для измерений характеристик грунта помимо гамма-спектрометра использовался радиационный плотномер. Также была измерена освещённость у поверхности. Эти данные показали, что 5 - 10 % солнечной энергии достигает поверхности планеты в виде излучения, рассеянного облаками. Искусственный спутник позволил получить телевизионные изображения облачного слоя, распределение температуры по верхней границе облаков, спектры ночного свечения планеты, провести исследования водородной короны, многократное радиопросвечивание атмосферы и ионосферы, измерение магнитных полей и околопланетной плазмы. Большое внимание привлекло обнаружение гроз и молний в слое облачности на планете. Данные оптических измерений показали, что энергетические характеристики венерианских молний в 25 раз превосходят параметры земных молний.
Великая страна СССР,Венера-9
Великая страна СССР,Венера-9-10

14 июня 1975 год

14 июня 1975 года в СССР был осуществлен запуск автоматической станции «Венера-10».
***
23 октября 1975 года произошло разделение орбитального и спускаемого аппарата станции "Венера-10" и увод орбитального отсека на пролетную траекторию.

25 октября 1975 года спускаемый аппарат автоматической станции "Венера-10" совершил мягкую посадку на освещенной стороне планеты в 2200 км от точки посадки "Венеры-9". В местах посадки СА температура и давление у поверхности составили 460°С и 90 атм. Со спускаемого аппарата на Землю были переданы телевизионные изображения поверхности Венеры. Время работы СА на поверхности Венеры составило 65 минут. Орбитальный отсек станции "Венера-10" тем временем также вышел на орбиту вокруг Венеры.

20 июня 1975 год

Комсомольская летопись БАМ...
Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.




Пуск первой очереди завода
20 июня 1975 г. Состоялся митинг строителей по случаю досрочного пуска первой очереди завода железобетонных конструкций в городе Шимановске.
24 июня 1975 года. Шимановский комплекс строительной индустрии выпустил первую продукцию. На первый символический бетонный куб занесены фамилии комсомольцев В. Пончатовского и В. Чернина.
Великая страна СССР,Байкало-амурская магистраль - БАМ

22 июня 1975 год

Советский летчик С.Е. Савицкая на учебно-боевом самолете МиГ-25Пу (Е-133) установила мировой рекорд скорости среди женщин - 2683,44 км в час.
Великая страна СССР,Савицкая С.Е.

29 июня 1975 год

Ввод крупнейшей в мире термоядерной установки "Токамак-10"
Ввод в действие в Институте атомной энергии им. И. В. Курчатова крупнейшей в мире термоядерной установки "Токамак-10", благодаря которой была достигнута температура солнечного ядра. СССР в очередной раз оказался первым в этой области, в американском Принстоне подобная установка появилась только в 1978 году.
***
Токамак – это энергетическая установка советских разработчиков, в которой плазма в результате термоядерного синтеза удерживается магнитным полем. Термин «Токамак» принадлежит авторству Игоря Головина, являвшегося учеником академика Курчатова. Это сокращение от «тороидальной камеры с магнитными катушками». Советская аббревиатура дала название всем мировым установкам подобного типа, на всех языкам слово произносится одинаково.
Великая страна СССР,Термояд, термоядерная реакция, токамак


Июль
15 июля 1975 год

Союз - Аполлон (15-21 июля 1975 года)
15-21 июля 1975 года экспериментальный полёт космических кораблей "Союз-19" и "Аполлон".
15 июля 1975 года начался первый в истории космонавтики совместный полет космических кораблей «Союз» - «Аполлон» с космонавтами А.А. Леоновым и В.Н. Кубасовым (СССР) и Т. Стаффордом, В. Брандом и Д. Слейтоном (США). 17 июля 1975 г. была осуществлена стыковка на орбите советского и американского кораблей.
Великая страна СССР,союз-аполлон

17 июля 1975 год

Союз - Аполлон. Рукопожатие в космосе! (15-21 июля 1975 года)
17 июля 1975 г. состоялась стыковка и совместный пилотируемый полёт советского и американского космических кораблей «Союз-19» и «Аполлон».
21 июля 1975 год

Союз - Аполлон (15-21 июля 1975 года)
Завершение совместного экспериментального полета космических кораблей "Союз-19" (экипаж: А. А. Леонов и В. Н. Кубасов) и "Аполлон" (экипаж: Т. Стаффорд, В. Бранд и Д. Слейтон).
28 июля 1975 год

Комсомольская летопись БАМ...
Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.




Построены школы на 1080 мест
28 июля 1975 года. На совещании комсомольского актива воинов-железнодорожников и строителей треста Бамстройпуть выступили Член Президиума Верховного Совета СССР, член ЦК КПСС Герой Социалистического Труда Н. Злобин и секретарь ЦК ВЛКСМ Д. Филиппов.
***
Июль 1975 г. Начальник штаба ЦК ВЛКСМ на Восточном участке БАМ Е. Логунов в торжественной обстановке вручил комсомольской организации, где секретарем лейтенант В. Фокин, переходящее Красное знамя "Герои пятилеток, ветераны труда - лучшему комсомольско-молодежному коллективу".
***
Июль-август 1975 г. На восточном участке БАМ в поселках и на будущих железнодорожных станциях построено десять школ на 1080 мест.
Великая страна СССР,Байкало-амурская магистраль - БАМ


Август
1 августа 1975 год

В Хельсинки был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотруднчеству в Европе
1 августа 1975 год

Комсомольская летопись БАМ...
Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.




Строительство полуавтоматической сборочной базы
1 августа 1975 г. На станции Березовка закончено строительство полуавтоматической сборочной базы. Отсыпано более 30 тысяч кубометров грунта, завезено 8 тысяч кубометров балласта. Строительство звеносборочной базы вели подразделения старших лейтенантов В. Терехина и В. Карабанова.
Великая страна СССР,Байкало-амурская магистраль - БАМ

5 августа 1975 год

Железнодорожная магистраль Тюмень - Сургут
5 августа 1975 г. В СССР вступила в строй железнодорожная магистраль Тюмень - Сургут.
В декабре 1963 года было принято Постановление Совета Министров СССР «Об организации подготовительных работ по промышленному освоению нефтяных и газовых месторождений». В этом документе соответствующим исполнительным органам предлагалось начать проектирование и строительство железной дороги Тюмень – Сургут.
Генеральным проектировщиком новой линии стал новосибирский «Сибгипротранс». В начале 1966 года на строительство железной дороги Тюмень – Сургут прибыли первые путейцы. Началась грандиозная стройка среди болот и вечной мерзлоты. Первые 215 километров железнодорожной магистрали были построены всего за 21 месяц.
По мере готовности основных сооружений последовательно по участкам открывали временное движение поездов. Грузы перевозили преимущественно ночью, а днем на линии работали строители. Постепенно, по мере улучшения состояния колеи, открывали и пассажирское движение: в августе 1969 года на участке Тюмень – Тобольск, в марте 1974 года – до станции Салым.
И вот, важнейшая коммуникация, соединившая нефтегазодобывающие регионы Западной Сибири – железнодорожная магистраль Тюмень–Сургут – вступила в строй 5 августа 1975 года, когда первый поезд с многочисленными гостями из Москвы и Тюмени прибыл в Сургут. А следом пришел и первый грузовой поезд с четырьмя тысячами тонн грузов для строителей и буровиков – нефтяников и газовиков.
12 августа 1975 год

Комсомольская летопись БАМ...
Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.




Награждение комсомольских организаций
12 августа 1975 г. Секретариат ЦК ВЛКСМ принял постановление о награждении комсомольских организаций подразделений, где секретарями сержанты Ю. Черный и И. Россущан, переходящими Красными знаменами "Герои пятилеток, ветераны труда - лучшему комсомольско-молодежному коллективу".
Великая страна СССР,Байкало-амурская магистраль - БАМ

20 августа 1975 год

Комсомольская летопись БАМ...
Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.




Награждение орденами и медалями
20 августа 1975 г. Опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями СССР наиболее отличившихся участников строительства железнодорожной линии БАМ-Тында. Среди награжденных орденом Трудового Красного Знамени подполковник Н.И. Кубышкин, орденом знак почета - старший лейтенант Н.Е. Смицкий, прапорщик В. В. Яковлев, медалью "За трудовое отличие" - младший сержант В. Н. Путинцев и ефрейтор П. И. Сысолятин.
Великая страна СССР,Байкало-амурская магистраль - БАМ

23 августа 1975 год

Открыт Харьковский метрополитен
23 августа 1975 года открылась первая линия Харьковского метрополитена — Холодногорско-Заводская. В момент запуска она насчитывала 8 станций, имела длину почти 10,4 км и шла от станции «Улица Свердлова» (ныне — «Холодная Гора») до станции «Московский проспект» (ныне — «Турбоатом»).
На 2021 год метро состоит из 3 линий общей длиной 38 км. Всего в Харьковском метрополитене 30 станций.
После завершения Великой Отечественной войны в Харькове проходили не только активные восстановительные работы, но и масштабное строительство. Росли новые жилые массивы, город становился одним из крупнейших центров промышленности, культуры и науки — не только в пределах Украинской ССР, но и в масштабах СССР.

Сентябрь
1 сентября 1975 год

Комсомольская летопись БАМ...
Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.




Первый учебный год
1 сентября 1975 г. В школах на БАМ начался первый учебный год. 936 детей строителей Восточного участка сели за парты.
Великая страна СССР,БАМ - школьники изучают звездное небо

4 сентября 1975 год

4 сентября 1975 года в эфир советского телевидения вышла интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?".
15 сентября 1975 год

Сухой Павел Осипович
• 22 (10) июля 1895 - 15 сентября 1975 •
(80 лет)
Памяти авиаконструктора Павла Сухого...
15 сентября 1975 года скончался Павел Осипович Сухой, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.
П.О. Сухой родился 22 июля 1895 года в с. Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии (ныне г. Глубокое Витебской области, Беларусь) в семье учителя народной школы. Белорус. Закончил гомельскую гимназию (сейчас БелГУТ). После окончания МВТУ (1925) работал в КБ А. Н. Туполева (АГОС), входившем тогда в структуру ЦАГИ, и на заводе № 156 (инженер-конструктор, начальник бригады, заместитель главного конструктора). В этот период Сухим под общим руководством Туполева созданы истребители И-4, И-14, рекордные самолёты АНТ-25 (боевой вариант ДБ-1) и АНТ-37бис «Родина» (боевой вариант ДБ-2).
Принимал участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.
В 1940—1949 — главный конструктор КБ, базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно директор этих заводов. В 1942—1943 под его руководством создан бронированный штурмовик Су-6. В 1949—1953 — снова заместитель главного конструктора в КБ Туполева. С 1953 — главный конструктор вновь воссозданного своего КБ, с 1956 генеральный конструктор.
В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. После воссоздания КБ под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и другие самолёты. Под руководством П. О. Сухого разработано более 50 конструкций самолётов.
Великая страна СССР, Павел Осипович Сухой с экипажем самолета Родина

20 сентября 1975 год

Спуск на воду самого крупного нефтеналивного судна в СССР — танкера "Кубань" водоизмещением свыше 180 тыс. т (Керчь).
22 сентября 1975 год

Комсомольская летопись БАМ...
Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.




Досрочное выполнение плана
22 сентября 1975 г. Высоких трудовых показателей на предсъездовской вахте добились воинские коллективы, возглавляемые офицерами Алямовым, Журским, Романьковым. Они рапортовали о досрочном выполнении плана завершающего года пятилетки.
***
1975 г. Перед воинами-железнодорожниками - строителями БАМ с шефскими лекциями и концертами выступили советские ученые, артисты эстрады и кино, композиторы, поэты и писатели, участники агитпоезда "Комсомольская правда". Среди них Н. Крючков, Г. Пономаренко, И. Кобзон, Т. Миансарова, балетная труппа Большого театра и многие другие.
Великая страна СССР,Байкало-амурская магистраль - БАМ


Октябрь
7 октября 1975 год

Торжественное заседание в Москве в Кремлёвском Дворце съездов, посвященное 250-летнему юбилею АН СССР.
13 октября 1975 год

Комсомольская летопись БАМ...
Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.




Завод по ремонту строительной техники
13 октября 1975 г. На северо-восточной окраине Комсомольска-на-Амуре начато строительство завода по ремонту строительной техники для Байкало-Амурской магистрали.
***
Октябрь 1975 г. - февраль 1976 г. В три раза быстрее предусмотренного проектом срока произведена расчистка от льда 1800-метрового Дуссе-Алиньского тоннеля. Более 32 тысяч кубометров льда расчистили воины-железнодорожники.
Великая страна СССР,Байкало-амурская магистраль - БАМ

20 октября 1975 год

На орбите Венеры!
20 октября 1975 года советский космический аппарат «Венера-9» первым в истории вышел на орбиту Венеры. Через два дня его спускаемая капсула совершила посадку на поверхности, передав данные и первые фотоснимки. Это был настоящий прорыв в изучении второй по удаленности планеты от Солнца.
21 октября 1975 год

Серию ядерных испытаний
21 октября 1975 года Советский Союз провел серию ядерных испытаний на архипелаге Новая Земля, который находится в Северном Ледовитом океане к северу от России. Эти испытания были частью советской ядерной программы и военных учений.
22 октября 1975 год

Венера-9
22 октября 1975 года, впервые в мире, спускаемый аппарат автоматической станции "Венера-9" совершил мягкую посадку на невидимую в это время с Земли освещенную сторону Венеры; передано на Землю телевизионное изображение поверхности в месте посадки; создан искусственный спутник Венеры.
Великая страна СССР,Венера-9
Великая страна СССР,Венера-9

27 октября 1975 год

Людмила Турищева
27 октября 1975 года, во время соревнований в многоборье, Людмила Турищева делала сложную программу на брусьях. В концовке программы она почувствовала, что со снарядом происходит что-то странное, но выполнила все запланированные элементы и сделала соскок. Через секунду брусья обрушились прямо за спортсменкой. Но она даже не обернулась на них. Будто это были не соревнования, а съёмки голливудского блокбастера. Кадры впечатляют.

«Слава богу, я это сделать успела. Исполнила оборот на нижней жерди, усилием мышц живота оттолкнулась от брусьев и сделала так называемый срыв. Выполняя этот элемент, я, наверное, отбросила брусья назад, а сама вылетела слегка вперёд. При этом, поскольку натяжение было уже недостаточным, не смогла выполнить запланированный поворот на 360 градусов, просто сделала, как мы говорим, прямой соскок… Я почувствовала, что брусья падают, но даже не оглянулась – у меня же впереди оценка! Я не вправе была подвести ни себя, ни Советский Союз...»

Брусья рухнули в метре от советской гимнастки.
Великая страна СССР,Людмила Турищева


Ноябрь
7 ноября 1975 год

Комсомольская летопись БАМ...
Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.




Первые передачи из Москвы
7 ноября 1975 г. строители Байкало-Амурской магистрали в городе Чегдомын, поселках Ургал и Алонка впервые увидели на экранах телевизоров передачи из Москвы и Хабаровска. В канун праздника сдана в эксплуатацию телевизионная станция "Орбита".
***
«Орбита» - это сеть цветного телевидения с использованием искусственных спутников Земли, охватывающая восточные районы СССР, позже России и стран СНГ среднеазиатского региона. 1 мая 1965 года был проведён эксперимент по ретрансляции программ Центрального телевидения через спутник связи «Молния-1» на Дальний Восток.
С помощью таких станций в СССР смогли создать первую телевизионную систему «Орбита», которая позволяла через искусственный спутник передавать эфир Центрального телевидения.
В 1967 году первые 20 станций были введены в эксплуатацию, в результате чего удалённые районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и Средней Азии получили возможность смотреть Центральное телевидение. Регулярную работу система «Орбита» начала 2 ноября 1967 года, когда был открыт ТВ центр в Останкино. Первая программа формировалась в Москве, а четыре её дубля, в зависимости от часовых поясов, в записи транслировались в соответствующую зону. Позже количество подобных приёмных станций было доведено до 69.
Широкое развитие системы «Орбита», как средства подачи ТВ-программ, в конце 70-х годов стало экономически неоправданным из-за большой стоимости ЗС, делающей нецелесообразной ее установку в пункте с населением менее 100-200 тыс. человек. Более эффективной оказалась новая система «Экран», работающая в диапазоне частот ниже 1 ГГц и имеющая большую мощность передатчика бортового ретранслятора (до 300 Вт). Для её реализации были выделены частоты 714 и 754 МГц, на которых было возможно создать достаточно простые и дешевые приемные устройства. Система «Экран» стала фактически первой в мире системой непосредственного спутникового вещания. Но это совсем другая история…
Великая страна СССР,школьники БАМа

8 ноября 1975 год

Мятеж Валерия Саблина
8 ноября 1975 года капитан советского противолодочного корабля «Сторожевой» Валерий Саблин поднял мятеж против советской власти с целью смены партийного аппарата.
***
На большом противолодочном корабле ВМФ СССР мятеж группы военных моряков под руководством замполита корабля, капитана 3-го ранга Валерия Саблина.
Изучение трудов «классиков марксизма-ленинизма» привело Саблина к мысли, что власть идёт не тем путём. Он выступал за многопартийность, свободу слова и дискуссий, изменение порядка выборов в партии и стране. Свою программу, указав попутно на ошибки и разложение советского руководства, он огласил с «трибуны» БПК.
При поддержке большей части экипажа поднял восстание и самовольно снял судно с рейда в Риге, направив в Ленинград. Тотчас из Минобороны и Кремля пришел приказ: «Разбомбить и потопить».
В Ирбенском заливе на судно сбросили серию снарядов. Абордажная группа арестовала раненого зачинщика восстания.
Всю вину Саблин взял на себя. Военная коллегия ВС СССР обвинила его в измене Родине.
В августе 1976 г. Саблин и ещё несколько человек лишили званий и наград, а его расстреляли.
13 ноября 1975 год

Берггольц Ольга Федоровна
• 16 (3) мая 1910 - 13 ноября 1975 •
(65 лет)
День памяти Ольги Берггольц...
Ольга Федоровна Берггольц - русская советская поэтесса, прозаик, драматург, журналист. Лауреат Сталинской премии (1951). Один из символов блокадного Ленинграда. Автор строк «Никто не забыт, ничто не забыто».
14 ноября 1975 год

Комсомольская летопись БАМ...
Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.




Станция Воспорухан - первая колонна автомашин!
14 ноября 1975 г., по вновь построенной притрассовой автомобильной дороге, первая колонна автомашин прибыла на будущую станцию Воспорухан - самый отдаленный таежный поселок Восточного участка.
Великая страна СССР,БАМ - богатство Сибири на службу родине

27 ноября 1975 год

Зейская ГЭС
Ввод в действие 1-го агрегата Зейской ГЭС мощностью 80 тыс. квт.

Декабрь
1 декабря 1975 год

Комсомольская летопись БАМ...
Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.




О задачах комсомольских организаций
Декабрь 1975 г. - февраль 1976 г. В комсомольских организациях подразделений Железнодорожных войск, принимающих участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали, обсужден вопрос "О состоянии и мерах улучшения коммунистического и воинского воспитания молодежи, задачах комсомольских организаций по выполнению постановления ЦК КПСС, Совета Министров ССР "О строительстве Байкало-Амурской магистрали" и обеспечению примерности комсомольцев в службе и дисциплине".
Февраль 1976 г. 358 молодых воинов-железнодорожников - строителей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали добились права подписать Рапорт Ленинского комсомола 25 съезду КПСС. Среди тех, кто подписал Рапорт съезду партии, комсомольцы В. Барынин, Н. Карпушин, В. Залинкявичус и другие.
Великая страна СССР,Здесь пройдёт БАМ - А. Евстигнеев - 1984
Здесь пройдёт БАМ. А. Евстигнеев, 1984

2 декабря 1975 год

Лаос
Провозглашение Лаосской Народно - Демократической Республики
14 декабря 1975 год

Опубликование постановления ЦК КПСС о проекте ЦК КПСС к 25-му съезду КПСС "Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы".
15 декабря 1975 год

Создание Советского общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом (общество "Родина").
18 декабря 1975 год

Опубликование сообщения о вводе в действие первого в мире осепрокатного стана "250" на Днепропетровском металлургическом заводе им. Ф. Э. Дзержинского.
26 декабря 1975 год

Первый в мире сверхзвуковой пассажирский Ту-144
Первый экспериментальный полёт сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 по маршруту Москва — Алма-Ата.
***
Сверхзвуковой пассажирский самолет совершал свой первый рейс по маршруту Москва – Алма-Ата (SU499). Первый же рабочий рейс был совершён 26 декабря 1975 года, когда самолёт перевёз почту и посылки. Начало пассажирской эксплуатации Ту-144 было приурочено к 60-й годовщине Октябрьской революции. Рейсы выполняли только два самолёта — № 77109 и № 77110. Пилотировали самолёты специально подготовленные экипажи Аэрофлота, в состав которых входили лётчики-испытатели ОКБ Туполева в качестве вторых пилотов, командирами воздушных судов были переученные пилоты Аэрофлота. Полеты на расстояние 3260 км на высоте 16000-18000 м со скоростью 2000-2200 км/ч проводились один раз в неделю, количество пассажиров на борту не превышало 80 человек.
Великая страна СССР,Ту-144

Несмотря на то, что сверхзвуковой ТУ-144 был гордостью советской авиации, проект был закрыт из-за нерентабельности, обслуживание было слишком дорогим. В этом смысле судьба ТУ-144 похожа на судьбу западных сверхзвуковых самолетов Конкорд, которые, впрочем, были закрыты несколько позже.
***
Причин закрытия проекта сверхзвукового авиалайнера Ту-144 несколько:

-- 1) Нерентабельность.
-- 2) Высокий расход топлива.
-- 3) Высокая сложность технического обслуживания.

Причины 2 и 3 стали основанием для причины 1. Можно было бы повысить цену билетов на рейсы Ту-144, но они и так были дороже в 1,5 раза, чем на рейсы обычных дозвуковых реактивных лайнеров.
***
Хронология основных событий и история создания самолета Ту-144
20 сентября 1972 г. - полет самолета Ту-144 № 01-1 по маршруту Москва-Ташкент-Москва. Первая демонстрация серийного образца самолета вне аэродрома «Раменское».

| Печать |

Великая Страна СССР - Союз Советских Социалистических Республик!

Копирование и распространение материалов приветствуется. Размещение обратных ссылок остается на ваше усмотрение.
Все музыкальные файлы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомительного использования. Все права на них принадлежат их владельцам, равно как и права на книги, статьи и иные материалы.
Если вы считаете, что какие-то ваши права были нарушены материалами этого сайта - пишите - адрес приведен ниже. В письме необходимо указать следующие данные:

Адрес страницы сайта, нарушающей, по Вашему мнению, авторские права;
Ваши ФИО и e-mail;
Документ, подтверждающий авторские права.


mailto:
Статистика: Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru