В Ногинске 22 января 1924 года установлен первый памятник В. И. Ленину, на следующий день после его cмерти.
Этот монумент, изображающий Ленина в полный рост отличился и в художественном аспекте, уникален и не похож на типичные памятники, которые можно найти в других городах.
На памятной доске, установленной рядом с монументом значится: «Первый в мире памятник В. И. Ленину. Открыт 22 января 1924 года». На обратной стороне: «Автор памятника рабочий Глуховки Ф. П. Кузнецов».
На самом постаменте памятника выбита надпись: «Больше доверия к силам рабочего класса. Мы должны добиться того, чтобы каждая работница могла управлять государством».
Находится памятник на территории Глуховской мануфактуры, доступ к нему открыт с 11.00 до 15.00. Более точно расположение можно найти в заметке "Первый в мире памятник Ленину".
***
В подмосковном Ногинске находится самый первый в мире памятник Владимиру Ульянову (Ленину).
Задуманный как прижизненный подарок вождю от городского пролетариата, он по роковому совпадению стал первым памятником – его открыли 22 января 1924 года, на следующий день после смерти Ленина.
Так вышло, что первый в мире скульптурный Ленин находится вовсе не в Ульяновске, не в Петербурге и не в Москве, а в Ногинске, где Ленин реальный никогда в жизни не бывал. И из всех жителей города – в то время Богородска – его видели немногие.
В 1920 году, когда знаменитое текстильное производство, основанное в Богородске Морозовыми, стало загибаться, а рабочие – голодать, решено было писать Ленину. Глуховцы (мануфактура находится в бывшем селе Глуховка – оно вошло в состав города, однако до сих пор тут говорят «на Глуховке», имея в виду определенный район) просили приравнять их паек к московскому. Для этого имелись веские основания: к тому моменту на мануфактуре было беспрецедентное число рабочих – 12 тысяч. Сравнить Глуховку можно было лишь с Никольской мануфактурой в Орехово-Зуево, но к ней после знаменитой Морозовской стачки было особое отношение.
Прошение глуховских рабочих удовлетворили.
– Пошли поставки сырья, возобновилась подача электроэнергии, снабжение продуктами действительно уравнялось с московским, – рассказывает Татьяна Авинникова, сотрудник Ногинского музейно-выставочного центра. – Решено было строить трамвайную линию для перевозки рабочих.
И в 1922 году рабочие Глуховки обратились к правительству, чтобы назвать комбинат именем Ленина.
А в 1923-м случилась история, которая вошла во все жизнеописания Ленина. 2 ноября из Богородска в Горки отправилась делегация – четверо рабочих Глуховской мануфактуры и двое, так сказать, из руководства. С собой они везли саженцы вишни – «настоящий пролетарский подарок, выражающийся в нескольких экземплярах «испанской вишни», выращенной в оранжереях фабрики мозолистыми руками рабочих», как следовало из сопроводительной записки.
2 ноября 1923 года рабочие-глуховцы навестили Владимира Ильича в Горках. Делегация привезла В. И. Ленину в подарок саженцы вишни, а также письмо от глуховских текстильщиков. В нем были такие строки: «Тов. Ленину, великому вождю рабочего мира, учителю и товарищу. Ты, имя которого, как знамя, как путеводная звезда с любовью хранится в сердце не только каждого члена РКП (б), не только каждого члена РКСМ, но и каждого рабочего и крестьянина. Ты нужен нам... во дни труда, во дни горя, во дни радости...». Когда глуховцы вернулись домой, то на мануфактуре, разумеется, собрали по этому поводу совещание.
Тогда-то и решено было создать скульптуру Ленина.
Автором выбрали Федора Кузнецова, маляра-декоратора фабричного клуба. Это сейчас «фабричный клуб» звучит несерьезно, а в то время глуховское культпросветучреждение включало в себя даже собственный драматический театр и художественную школу. В этой школе Кузнецов проработал почти всю жизнь, хотя художественного образования у него не было – автор первого памятника Ленину был самоучкой.
Еще удивительнее тот факт, что, в отличие от Матвея Харламова, автора первого питерского памятника Ленину, который дважды видел Ильича, Федор Кузнецов знал о нем лишь понаслышке.
– Кузнецов действительно никогда не видел Ленина, – говорит Татьяна Авинникова. – В составе делегации, которая ездила в Горки, был Кузнецов, но это однофамилец.
С фотографиями тогда, сами понимаете, было скудно, поэтому Федор Кузнецов создавал скульптуру в основном по рассказам – как сейчас фоторобот составляют.
Он, кстати, впоследствии сделал скульптуру знаменитого матроса Железняка, но Анатолия Железнякова, который работал на нашей мануфактуре, он, вероятно, знал лично.
Скульптуру отлили из железобетона, и к 20 января 1924 года она была готова к установке.
Открытие назначили на 22-е – годовщину Кровавого воскресенья.
Утром, несмотря на 30-градусный мороз, народ собрался на митинг, еще не зная о том, что накануне вечером Ленин умер.
Источник |