"И примкнувший к ним Шипилов" - вряд ли найдется кто-нибудь, кому неизвестна эта фраза. А вот многие ли знают кто такой Дмитрий Трофимович Шепилов, благодаря кому она появилась, и к кому он примыкал? В 1941 году ушел на фронт рядовым(!) в составе московского ополчения, хотя имел бронь. Войну закончил генерал-майором.
5 ноября 1905 года родился Дмитрий Трофимович Шепилов (23 октября (5 ноября) 1905 года, Асхабад (ныне Ашхабад) — 18 августа 1995 года, Москва) — советский государственный и партийный деятель, учёный-экономист.
Член КПСС с 1926 года, член ЦК КПСС (1952—1957), кандидат в члены Президиума ЦК КПСС (1956—1957), секретарь ЦК КПСС (1955—1956, 1957).
В результате поражения группировки Молотова В.М., Маленкова Г.М., Кагановича Л.М. на Пленуме ЦК КПСС 22 июня 1957 года родилась формулировка «антипартийная группа Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова». Был исключён из КПСС 21 февраля 1962 года, восстановлен 18 февраля 1976 года.
Член-корреспондент АН СССР, избран в 1953 году, лишён звания 26 марта 1959 года, восстановлен в 1991 году.
Депутат Верховного Совета СССР 3—4 созывов.
Биография
Родился в семье рабочего железнодорожных мастерских. После переезда семьи в Ташкент учился сначала в гимназии, потом в средней школе.
В 1926 году окончил юридический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и аграрный факультет Института красной профессуры.
С 1926 года — в органах юстиции, в 1926—1928 годах работал прокурором в Якутии. С 1929 года — на научной работе. В 1933—1935 годах работал в политотделе одного из сибирских совхозов. После публикации ряда заметных статей был приглашён в Институт экономики Академии наук СССР. С 1935 года — в аппарате ЦК ВКП(б) (Отдел науки). Как сообщает Леонид Млечин, на одном из совещаний по вопросам науки Шепилов «позволил себе возразить Сталину». Сталин предложил ему пойти на попятную, однако Шепилов стоял на своём, в результате чего был изгнан из ЦК и семь месяцев просидел без работы.
С 1938 года — учёный секретарь Института экономики АН СССР.
Великая Отечественная война
В первые дни войны добровольцем ушёл на фронт в составе московского ополчения, хотя, как профессор, имел «бронь» и возможность поехать в Казахстан директором Института экономики. Воевал ополченцем, инструктором политотдела, заместителем начальника политотдела, военный комиссаром 173-й стрелковой дивизии. С ноября 1942 года под Сталинградом: начальник политотдела, член военного совета 24-й, затем 4-й гвардейской армии. Участвовал в сражении на Курской дуге, в Корсунь-Шевченковской, Ясско-Кишиневской операциях, в боях за Венгрию и Австрию. Генерал-майор с марта 1945 года.
На партийной работе
В феврале — августе 1946 года заместитель начальника Управления пропаганды и агитации Главного политического управления Вооруженных Сил СССР.
Со 2 августа 1946 года редактор газеты «Правда» по отделу пропаганды.
С 18 сентября 1947 года первый заместитель начальника Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), который взглавлял М. А. Суслов.
В июле 1948 года возглавил Отдел пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), образованный на базе упраздненного Управления пропаганды и агитации.
В июле 1949 года снят с должности зав. Отделом пропаганды ЦК ВКП(б). Не имел работы до 31 января 1950 года, когда Г. М. Маленков предложил ему пост инспектора ЦК, а фактически своего неофициального помощника, помогавшего в теоретическом обосновании речей. В дальнейшем по предложению И. В. Сталина назначен руководителем авторского коллектива по созданию первого в СССР учебника политэкономии социализма.
С 20 октября 1952 года председатель постоянной комиссии ЦК КПСС по идеологическим вопросам. Занимал пустовавший кабинет И. В. Сталина на Старой площади.
С ноября 1952 года по 1956 год — главный редактор газеты «Правда».
В 1953 году Шепилов избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.
В июле 1955 — феврале 1956 гг. и феврале-июне 1957 Шепилов — секретарь ЦК КПСС. Помогал Хрущёву готовить доклад ХХ съезду О культе личности и его последствиях.
В 1956—1957 гг. — кандидат в члены Президиума ЦК КПСС.
Министр иностранных дел
В своём выступлении на ХХ съезде КПСС призывал к насильственному экспорту социализма за пределы СССР.
В июне 1956 года советский министр иностранных дел впервые в истории совершил турне по Ближнему Востоку, посетив Египет, Сирию, Ливан, а также Грецию. Во время переговоров в Египте с президентом Насером в июне 1956 года дал секретное согласие СССР спонсировать строительство Асуанской плотины. При этом Шепилов, по роду своей предыдущей деятельности не будучи международником-профессионалом, оказался под впечатлением поистине «фараонского» приёма, который устроил ему тогдашний президент Египта Насер, и по возвращении в Москву сумел убедить Хрущёва в форсировании налаживания отношений с арабскими странами Ближнего Востока в противовес нормализации отношений с Израилем. При этом следует учесть, что во время Второй мировой войны практически вся политическая элита стран Ближнего Востока так или иначе сотрудничала с гитлеровской Германией, а сам Насер и его братья тогда учились в германских высших военно-учебных заведениях.
Представлял позицию СССР по Суэцкому кризису и по восстанию в Венгрии в 1956 году. Возглавил советскую делегацию на Лондонской конференции по Суэцкому каналу в том же году.
Способствовал нормализации советско-японских отношений: в октябре 1956 года была подписана совместная декларация с Японией, прекращающая состояние войны. СССР и Япония обменялись послами.
«И примкнувший к ним Шепилов»
Когда Маленков, Молотов и Каганович в июне 1957 попытались сместить Хрущёва на заседании Президиума ЦК КПСС, предъявив ему целый список обвинений, Шепилов вдруг тоже начал критиковать Хрущева за установление собственного «культа личности», хотя в названную группу никогда не входил. В результате поражения группировки Молотова, Маленкова, Кагановича на последовавшем 22 июня 1957 года Пленуме ЦК КПСС родилась формулировка «антипартийная группа Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова».«Ожесточённое сопротивление пыталась оказать осуществлению ленинского курса, намеченного XX съездом партии, фракционная антипартийная группа, в которую входили Молотов, Каганович, Маленков, Ворошилов, Булганин, Первухин, Сабуров и примкнувший к ним Шепилов. XXII съезд КПСС» Существует и иное, менее литературно-зрелищное объяснение истоков формулировки с использованием слова «примкнувший»: группу, которая состояла бы из восьми участников, неловко было назвать «отколовшейся антипартийной группкой», так как она оказывалась явным большинством, и это было бы очевидно даже для читателей «Правды». Чтобы называться «фракционерами-раскольниками», членов группы должно было быть не больше семи; Шепилов же был восьмым.
Резоннее звучит предположение, что, в отличие от семи членов «антипартийной группы» — членов Президиума ЦК КПСС, Шепилов был определен как «примкнувший», поскольку, как кандидат в члены Президиума, не имел права решающего голоса при голосовании.
Шепилов был освобождён от всех партийных и государственных должностей. С 1957 г. — директор, с 1959 г. зам. директора Института экономики АН Киргизской ССР, с 1960 по 1982 годы — археограф, затем старший археограф в Главном архивном управлении при Совмине СССР.[2]
Клише «и примкнувший к ним Шепилов» активно муссировалось в прессе. Благодаря этой фразе имя партийного функционера узнали миллионы советских граждан. Собственные воспоминания Шепилова полемически озаглавлены «Непримкнувший»; они резко критичны по отношению к Хрущёву.
Сам Шепилов, согласно воспоминаниям, считал дело сфабрикованным. Он был исключен из партии в 1962 г., восстановлен в 1976 г., а в 1991 году восстановлен в Академии наук СССР. С 1982 г. на пенсии.
Умер 18 августа 1995 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
|