Доктрина Организации Варшавского Договора, согласно принятым соглашениям, носила оборонительный характер. На практике была она противовесом для доктрины НАТО, а в частности США.
Варшавский договор (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи) от 14 мая 1955 года — документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли Советского Союза — Организации Варшавского договора (ОВД). Заключение договора явилось ответной мерой на присоединение ФРГ к НАТО.
Договор [1] подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 года на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе.
Договор вступил в силу 5 июня 1955 года. 26 апреля 1985 года, ввиду истечения срока действия, был продлён на 20 лет.
В связи с преобразованиями в СССР и других странах Центральной и Восточной Европы в феврале 1990 государства-участники ОВД упразднили её военные структуры, а 1 июля 1991 подписали Протокол о полном прекращении действия Договора.
Состав
Союз Советских Социалистических Республик
Народная Республика Албания (прекратила участие в деятельности ОВД в 1961—1962 из-за идеологических разногласий; формально вышла в 1968 — после ввода войск ОВД в Чехословакию)
Народная Республика Болгария
Социалистическая Республика Румыния
Венгерская Народная Республика
Польская Народная Республика
Чехословацкая Социалистическая Республика
Германская Демократическая Республика (1956—1990)
Условия договора
Договор состоял из преамбулы и 11 статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН, государства — участники Варшавского договора обязывались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооружённых сил.
Руководящие органы
Политический консультативный комитет (ПКК) — для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением Варшавского договора.
Объединённое командование вооружёнными силами (ОКВС)— для обеспечения взаимодействия вооружённых сил и укрепления обороноспособности стран — участниц Варшавского договора.
Военные руководители ОВД
Главнокомандующие Объединёнными вооружёнными силами стран-участниц Варшавского договора
1955—1960 — И. С. Конев — Маршал Советского Союза,
1960—1967 — А. А. Гречко — Маршал Советского Союза,
1967—1976 — И. И. Якубовский — Маршал Советского Союза,
1977—1989 — В. Г. Куликов — Маршал Советского Союза,
1989—1991 — П. Г. Лушев — генерал армии.
Начальники штаба Объединённых вооружённых сил стран-участниц Варшавского договора
1955—1962 — А. И. Антонов — генерал армии,
1962—1965 — П. И. Батов — генерал армии,
1965—1968 — М. И. Казаков — генерал армии,
1968—1976 — С. М. Штеменко — генерал армии,
1976—1988 — А. И. Грибков — генерал армии,
1989—1991 — В. Н. Лобов — генерал армии.
Декларации
На Московском заседании ПКК (1958) была принята Декларация, в которой предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами — участниками Варшавского договора и членами НАТО.
В принятой на заседании ПКК в Москве (1960) Декларации союзные государства одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытаний при условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытаний ядерного оружия.
На Варшавском совещании ПКК (1965) обсуждалось положение, сложившееся в связи с планами создания многосторонних ядерных сил НАТО, а также рассмотрены защитные меры на случай осуществления этих планов.
Будапештское совещание ПКК (1966) — принята Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе.
Учения и манёвры
Проводились совместные командно-штабные и войсковые учения и манёвры. Учения проводились на территории всех входящих в ОВД стран. К числу наиболее крупных относились учения под кодовыми названиями:
1963 - «Квартет»
1962 - «Балтика-Одра»
1963 - «Квартет»
1965 - «Октябрьский штурм»
1966 - «Велтава»
1967 - «Родопы»
1967 - «Днепр»
1967 - «Лето-67»
1968 - «Север»
1969 - «Одра-Ныса-69»
1970 - «Братство по оружию»
1971 - «Татра-71»
1972 - «Гранит-72»
1972 - «Щит-72»
1972 - «Запад-72»
1973 - «Барьер-73»
1976 - «Щит-76»
1977 - «Запад-77»
1978 - «Щит-78»
1979 - «Щит-79» [2]
1980 - «Братство по оружию-80» [3]
1981 - «Запад-81» [4]
1981 - «Союз-81»
1982 - «Щит-82» [5]
1983 - «Щит-83» [6]
1984 - «Дружба-84»
1984 - «Запад-84»
1984 - «Щит-84» [7]
1986 - «Гранит-86»
1988 - «Щит-88» (Список будет постоянно пополняться)
Разведка
Во время действия Варшавского Договора между разведками стран-участниц велась постоянная координация, с 1979 года начала действовать глобальная система радиоэлектронной разведки — СОУД, включавшая в себя средства радиоэлектронной и космической разведки СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Чехословакии, ГДР, а также не входивших в Варшавский Договор Вьетнама, Монголии и Кубы.
Военная доктрина
Доктрина Организации Варшавского Договора, согласно принятым соглашениям, носила оборонительный характер. На практике была она противовесом для доктрины НАТО, а в частности США.
В 1955-1965 гг. военная доктрина ОВД упиралась на советскую стретегию ведения военных действий путём массированных ракетно-ядерных ударов с одновременным молниеносным наступлением в стратегическом масштабе с целью овладения территорией противника и лишения его возможности продолжать войну. Допускалась возможность нанесения упреждающих ударов ядерными средствами в случае обнаружения угрозы неожиданного нападения, аналогично американской доктрине "массированного возмездия". Задачи распределялись между странами-участницами. Вооружённым Силам СССР предстояло выполнить стратегические удары с применением ядерного оружия (ЯО), боевые действия в Мировом океане должны были вестись Объединёнными флотами, на Европейском континенте - сухопутными силами и авиацией всех стран-участниц, причём на основных стратегических направлениях предусматривалось применение объединений лишь Советской Армии.
В 1966-1980 гг. военной доктриной ОВД предусматривалась возможность постепенного развития боевых действий, начиная с применения лишь обычных средств поражения, ограниченного применения ЯО, вплоть до его массированного применения. Применение ЯО могло наступить только в случае применения его странами НАТО. По-прежнему большое внимание уделялось стратегическому наступлению на территорию противника с целью быстрого разгрома его основных сил и овладения важнейшими экономическими центрами. Данная доктрина отвечала американской доктрине "гибкого реагирования".
В начале 80-х гг. была разработана новая доктрина, основой которой являлся принцип готовности к ведению любого вида боевых действий. Ей предусматривалось ведение мировой войны с использованием ЯО или без него, а также ведение нескольких локальных войн с применением лишь обычного оружия. Выполнение упреждающих ударов ЯО не предусматривалось. ЯО могло быть применено только после его применения противником. Наравне с проведением стратегического наступления на территорию противника допускалось ведение крупномасштабных оборонительных операций.
Роль Польши в ОВД
Согласно "Протоколу соглашений между Правительствами СССР и ПНР", подписанному в Москве 17-19.10.1955 г., Вооружённые Силы ПНР, за исключением Войск ПВО страны, должны были выделить из своего состава оперативные войска сведённые в Польский Фронт (Приморский Фронт) из трёх общевойсковых армий и одной воздушной армии. Фронту предстояло действовать во 2-м стратегическом эшелоне Объединённых ВС ОВД на Приморском Оперативном направлении (вспомогательном) с целью прикрытия правого фланга главной ударной группировки Советской Армии действующей на Главном направлении, а также прикрытия морского побережья от возможных десантов сил НАТО.
В 1955 г. в состав Фронта входили 1-я общевойсковая армия развёртываемая Поморским Военным округом и 2-я общевойсковая армия развёртываемая Слёнским Военным округом. Они составляли 1-й оперативный эшелон. Их задачей в начальный период войны являлось прикрытие западной границы Польши и обеспечение мобилизационного развёртывания всех Вооружённых Сил. В состав 2-го оперативного эшелона входила 4-я общевойсковая армия развёртываемая Варшавским Военным округом. С войсками фронта взаимодействовала 3-я воздушная армия. К моменту образования ОВС ОБД армии 1-го эшелона имели в своём составе по три армейских корпуса (по две пехотных и одной механизированной дивизии в каждом), во 2-м эшелоне был один армейский корпус и три дивизии морской пехоты мобилизованные на случай войны. В Резерве Командования Фронтом находились два механизированных корпуса и три пехотных дивизии. В дальнейшем корпуса были расформированы и в состав армий входили танковые и механизированные (мотострелковые) дивизии: в 1-й и 2-й ОА по 5 дивизий, в 4-й - 3 дивизии. В Резерве Командования Фронтом находились воздушно-десантная дивизия, дивизия морской пехоты (в военное время - бригады), а также сформированные в 70-х и 80-х гг. три резервных мотострелковых дивизии.
С середины 80-х гг. Войско Польское на случай войны в состав ОВС ОВД выделяло пять танковых, одиннадцать мотострелковых (в том числе три резервных) дивизий, одну воздушно-десантную бригаду, одну бригаду морской пехоты, три авиационных дивизии (одну истребительную, две истребительно-бомбардировочных). Надо учесть, что численность польских дивизий Сухопутных войск была на 30% ниже численности советских дивизий типа "А".
В рамках решаемых задач, впервые определённых "Планом наступательной операции от 1965 г.", польские оперативные войска должны были вести наступательные боевые действия на Приморском Оперативном направлении в составе 2-го стратегического эшелона ОВС ОВД и занять территорию северной ФРГ, Дании и Голландии. С середины 80-х гг. предусматривалась возможность проведения оборонительной операции в составе 2-го стратегического эшелона по линии рек Одра и Ныса-Лужицка.
Состав ОВД
В состав ОВД входили руководящие и консультативные органы:
Политический консультативный комитет
Комитет министров обороны
Технический комитет
Военную часть составляли:
Объединённое командование Вооружёнными Силами со штабом, а также выделенные силы и средства из состава Вооружённых Сил стран-участниц образовавшие Объединённые ВС ОВД.
Политический консультативный комитет (ПКК)
Являлся высшим военно-политическим органом, в состав которого входили:
партийные руководители стран-участниц ОВД
председатели СМ
министры иностранных дел
министры обороны этих же стран
Задачей ПКК являлась разработка единой стратегии по отношению к военно-политическим мировым угрозам.
Комитет министров обороны (КМО)
Являлся высшим военным органом, в состав которого входили министры обороны стран-участниц ОВД. Задачей КМО являлась разработка планов общих военных мероприятий, в частности: планов союзных маневров и учений, а также военных игр и командно-штабных учений, сотрудничества по части боевой подготовки штабов и войск, унификации наставлений, инструкций, уставов, правил и других военных документов, внедрения новых образцов военной техники и вооружения, тылового обеспечения войск ОВД и т.п.
Технический комитет (ТК)
Занимался вопросами модернизации военной техники и вооружения войск ОВД, его унификации облегчающей взаимодействие на поле боя и техническое обеспечение. Кроме того им установливалась специализация по производству военной техники отдельными странами-участницами ОВД.
Объединённое командование Вооружёнными Силами (ОКВС)
Являлось высшим командным органом ОВД. Его возглавлял Главнокомандующий ОВС со своими заместителями, которыми в начале являлись министры, а затем первые заместители министров обороны стран-участниц ОВД. Управление войсками выделенными из ВС каждой из стран осуществлялось соответствующими министрами обороны. Главнокомандующему ОВС подчинялся Штаб ОВС, в состав которого входили представители ВС стран-участниц ОВД. Штаб был образован в 1969 г. и находился в Москве. Также с 1969 г. при ОКВС существовал Военный совет состоявший из заместителей Главкома ОВС и начальника штаба ОВС.
Объединённые Вооружённые Силы (ОВС)
Состояли из выделенных сил и средств из состава Вооружённых Сил отдельных стран-участниц ОВД. Их численность согласовывалась двусторонними договорами между Правительством СССР и Правительствами остальных стран. Договоры, как правило, обновлялись раз в пять лет, что было связано с разработкой планов развития ВС отдельных стран в очередных пятилетках. В мирное время в составе ОВС ОВД находились лишь самые подготовленные воинские части (в Войске Польском это были Войска ПВО страны и части 1-го оперативного эшелона в полном составе).
От ВС СССР в мирное время в состав ОВС выделялись четыре Группы войск располагавшиеся на территории ГДР, ЧССР, ПНР, ВНР. К 1990 г. в их состав входили:
Группа Советских войск в Германии: 1-я, 2-я ТА, 3-я, 8-я, 20-я ОА (по 3-4 дивизии в каждой), 16-я ВА
Центральная Группа войск: две тд, три мсд, один сак
Северная Группа войск: одна тд, одна мсп, 4-я ВА
Южная Группа войск: две тд, две мсд, 36-я ВА
В военное время в состав ОВС входили оперативные войска отдельных стран (после мобилизации), предназначенные для ведения боевых действий на т.н. внешнем фронте.
___________
Приложения:
[1] Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Народной Республикой Албанией, Народной Республикой Болгарией, Венгерской Народной Республикой, Германской Демократической Республикой, Польской Народной Республикой, Румынской Народной Республикой, Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Республикой
________________________________________________________
Договор утратил силу на основании
Протокола о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанного в Варшаве 14 мая 1955 года, и Протокола о продлении срока его действия, подписанного 26 апреля 1985 года в Варшаве от 1 июля 1991 года, вступившего в силу 18 февраля 1993 года
_______________________________________________________
Договаривающиеся Стороны,
Вновь подтверждая свое стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе, основанной на участии в ней всех европейских государств, независимо от их общественного и государственного строя, что позволило бы объединить их усилия в интересах обеспечения мира в Европе,
Учитывая вместе с тем положение, которое создалось в Европе в результате ратификации парижских соглашений, предусматривающих образование новой военной группировки в виде "западноевропейского союза" с участием ремилитаризуемой Западной Германии и с включением ее в Североатлантический блок, что усиливает опасность новой войны и создает угрозу национальной безопасности миролюбивых государств,
Будучи убеждены в том, что в этих условиях миролюбивые государства Европы должны принять необходимые меры для обеспечения своей безопасности и в интересах поддержания мира в Европе,
Руководствуясь целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций,
В интересах дальнейшего укрепления и развития дружбы, сотрудничества и взаимной помощи в соответствии с принципами уважения независимости и суверенитета государств, а также невмешательства в их внутренние дела,
Решили заключить настоящий Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и назначили своими уполномоченными:
(следуют фамилии уполномоченных),
которые, представив свои полномочия, найденные в должной форме и полном порядке, согласились о нижеследующем.
Статья 1
Договаривающиеся Стороны обязуются в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения и разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность.
Статья 2
Договаривающиеся Стороны заявляют о своей готовности участвовать в духе искреннего сотрудничества во всех международных действиях, имеющих целью обеспечение международного мира и безопасности, и будут полностью отдавать свои силы осуществлению этих целей.
При этом Договаривающиеся Стороны будут добиваться принятия, по соглашению с другими государствами, которые пожелают сотрудничать в этом деле, эффективных мер к всеобщему сокращению вооружений и запрещению атомного, водородного и других видов оружия массового уничтожения.
Статья 3
Договаривающиеся Стороны будут консультироваться между собой по всем важным международным вопросам, затрагивающим их общие интересы, руководствуясь интересами укрепления международного мира и безопасности.
Они будут безотлагательно консультироваться между собой всякий раз, когда, по мнению любой из них, возникнет угроза вооруженного нападения на одно или несколько государств - участников Договора, в интересах обеспечения совместной обороны и поддержания мира и безопасности.
Статья 4
В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств - участников Договора со стороны какого-либо государства или группы государств, каждое государство - участник Договора в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, окажет государству или государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами - участниками Договора, всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы. Государства - участники Договора будут немедленно консультироваться относительно совместных мер, которые необходимо предпринять в целях восстановления и поддержания международного мира и безопасности.
О мерах, предпринятых на основании настоящей статьи, будет сообщено Совету Безопасности в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций. Эти меры будут прекращены, как только Совет Безопасности примет меры, необходимые для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.
Статья 5
Договаривающиеся Стороны согласились о создании Объединенного Командования их вооруженными силами, которые будут выделены по соглашению между Сторонами в ведение этого Командования, действующего на основе совместно установленных принципов. Они будут принимать также другие согласованные меры, необходимые для укрепления их обороноспособности, с тем чтобы оградить мирный труд их народов, гарантировать неприкосновенность их границ и территорий и обеспечить защиту от возможной агрессии.
Статья 6
В целях осуществления предусматриваемых настоящим Договором консультаций между государствами - участниками Договора и для рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением настоящего Договора, создается Политический Консультативный Комитет, в котором каждое государство - участник Договора будет представлено членом Правительства или другим особо назначенным представителем.
Комитет может создавать вспомогательные органы, которые окажутся необходимыми.
Статья 7
Договаривающиеся Стороны обязуются не принимать участия в каких-либо коалициях или союзах и не заключать никаких соглашений, цели которых противоречат целям настоящего Договора.
Договаривающиеся Стороны заявляют, что их обязательства по действующим международным договорам не находятся в противоречии с положениями настоящего Договора.
Статья 8
Договаривающиеся Стороны заявляют, что они будут действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между ними, следуя принципам взаимного уважения их независимости и суверенитета и невмешательства в их внутренние дела.
Статья 9
Настоящий Договор открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя, которые выразят готовность путем участия в настоящем Договоре способствовать объединению усилий миролюбивых государств в целях обеспечения мира и безопасности народов. Такое присоединение вступит в силу с согласия государств - участников Договора после передачи на хранение Правительству Польской Народной Республики документа о присоединении.
Стaтья 10
Настоящий Договор подлежит ратификации, и ратификационные грамоты будут переданы на хранение Правительству Польской Народной Республики.
Договор вступит в силу в день передачи на хранение последней ратификационной грамоты. Правительство Польской Народной Республики будет информировать другие государства - участники Договора о передаче на хранение каждой ратификационной грамоты.
Статья 11
Настоящий Договор останется в силе в течение двадцати лет. Для Договаривающихся Сторон, которые за год до истечения этого срока не передадут Правительству Польской Народной Республики заявления о денонсации Договора, он будет оставаться в силе в течение следующих десяти лет.
В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью Общеевропейского Договора о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться Договаривающиеся Стороны, настоящий Договор утратит свою силу со дня вступления в действие Общеевропейского Договора.
Составлено в Варшаве четырнадцатого мая 1955 года в одном экземпляре на русском, польском, чешском и немецком языках, причем все тексты имеют одинаковую силу. Заверенные копии настоящего Договора будут направлены Правительством Польской Народной Республики всем другим участникам Договора.
В удостоверение чего уполномоченные подписали настоящий Договор и приложили к нему печати.
(Подписи)
Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 25 мая 1955 года.
Ратификационная грамота СССР депонирована Правительству Польской Народной Республики 1 июня 1955 года.
Договор вступил в силу 4 июня 1955 года.
[2] 12-19 мая 1979 г. «Щит-79» — в соответствии с планом совместных мероприятий Объединенных вооруженных сил на территории Венгерской Народной Республики в период с 12 по 19 мая 1979 г. проведены оперативно-тактические учения штабов и войск государств — участников Варшавского Договора «Щит-79».
В учениях участвовали штабы и войска Болгарской Народной Армии, Венгерской Народной Армии, Советской Армии, Чехословацкой Народной Армии, а также штабы ВС Социалистической Республики Румынии. Руководил учениями министр обороны Венгерской Народной Республики генерал армии Л. Цинеге.
На отдельных этапах учений присутствовали Первый секретарь ЦК ВСРП Янош Кадар, Председатель Президиума ВНР Пал Лошонци, Председатель Совета Министров ВНР Дьердь Лазар. На учении присутствовали министры обороны государств — участников Варшавского Договора с делегациями, главнокомандующий и начальник штаба Объединенных вооруженных сил.
На учениях отрабатывались вопросы ведения боевых действий совместными усилиями видов вооруженных сил и родов войск союзных армий. Учения показали возросший уровень оперативно-тактической подготовки генералов, офицеров штабов и войск. Они способствовали дальнейшему совершенствованию взаимодействия армий государств — участников Варшавского Договора и укреплению боевого содружества между ними. В ходе учений Янош Кадар принял министров обороны государств — участников учений.
На учения привлекались, главным образом, сухопутные войска совместно с частями и подразделениями военно-воздушных сил. Предполагаемая численность участвующих в учениях войск — около 30 тысяч человек.
В ходе учений выполнено м.п. есантирование 299-го парашютно-десантного полка 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии с техникой.
[3] 1980 г. «Братство по оружию-80» — общевойсковые учения СССР и стран Варшавского договора, проходившие летом-осенью 1980 года на территории ГДР и прилегающей к ней акватории Балтийского моря. В учениях принимали участие части и подразделения вооружённых сил СССР, ГДР, ПНР, ВНР, ЧССР, СРР, НРБ. Проводились по планам Объединенного командования войск государств — участников Варшавского договора. Учениями руководил Министр национальной обороны ГДР генерал армии Г. Гофман.
За несколько дней до начала учений «Братство по оружию-80» советских воинов пригласили в город Засниц, в Музей В. И. Ленина. В другом городе военные моряки СССР и ГДР, местные жители возложили венки к памятнику жертвам фашизма.
В торжественной обстановке проходил митинг по случаю вручения десантному кораблю дважды Краснознаменного Балтийского флота «Донецкий шахтёр» Почетного знамени Общества германо-советской дружбы. Выступивший на митинге член Политбюро ЦК СЕПГ, президент общества Э. Мюккенбергер выразил твердую уверенность в том, что личный состав корабля будет достойно нести эстафету братства по оружию.
Воздушно-десантный компонент учений. Происходила выброска 234-го гвардейского парашютно-десантного полка гвардейской Краснознаменной Черниговской воздушно-десантной дивизии на территории ГДР. О ходе десантирования вспоминает в своих записках Главком ВДВ Генерал армии Д. С. Сухоруков:
В 1980 году на территории Германской Демократической Республики состоялись учения «Братство по оружию-80». Десантировался полк Псковской дивизии. Десантирование проходило в исключительно сложных метеорологических условиях, прыжки с парашютом десантникам пришлось совершать из-за облаков, низко нависших над самой землёй. Присутствующие на учениях министры обороны стран Варшавского договора слышали гул самолётов где-то за облаками. На земле в тумане были слышны взрывы — это начали приземляться боевые машины с реактивными системами десантирования. Купола парашютов стали просматриваться только в 50 — 100 метрах от земли. Полк в этих погодных условиях десантировался, не получив ни одной травмы.
Присутствующие на смотровой площадке были восхищены выучкой десантников. Министр обороны СССР объявил всему личному составу благодарность и наградил полк за мужество и воинскую доблесть вымпелом министра обороны.
Следует особо отметить что это был первый случай в истории ВДВ когда был десантирован полк (1200 человек) с высоты 400 метров в два потока из самолётов Ан-12 в сложных метеоусловиях.
В учениях также участвовали балтийские морские пехотинцы.
От дружественной Национальной Народной Армии ГДР в учениях участвовал 40-й парашютно-десантный батальон
Учения «Братство по оружию» окончились военным парадом в Магдебурге 12 сентября 1980 года.
После выполнения боевой задачи в расположение 234-го гв. парашютно-десантного полка в район учений прибыл заместитель начальника Главного политического управления армии ГДР полковник Билан с группой офицеров. На митинге он поздравил гвардейцев с успешным выполнением боевой задачи и вручил несколько коробок с памятными нагрудными знаками участникам учений «Братство по оружию», а также различные сувениры каждому десантнику — участнику совместных учений.
Учения «Братство по оружию», в отличии от предыдущих учений, характеризовались более широким кругом решаемых задач оперативной подготовки, территориальным размахом и большой численностью задействованных войск.
Учения «Братство по оружию» явились серьёзным экзаменом для Объединенных вооруженных сил; полученные в ходе учений выводы по вопросам тактики и оперативного искусства оказали значительное влияние на обучение войск в последующие годы.
|
|