Принято считать, что начало формированию экономики планового типа в Советском Союзе было положено в 1929 году, когда страна приступила в реализации первой пятилетки, представляющей собой план социально-экономического развития государства. Тем не менее, уже 11 июля 1918 года Совнарком России утвердил первый советский бюджет на полугодие.
***
Стратегической целью большевиков, пришедших к власти в октябре 1917 г., было создание нового хозяйственного механизма, основанного на плановых началах. Вследствие этого большое внимание советское правительство уделяло скорейшему созданию росписи общегосударственных доходов и расходов республики.
В первые месяцы 1918 г. кредиты продолжали открываться по старым ассигнованиям 1916 г., но наряду с этим шел неуклонно рост сверхсметных ассигнований. Параллельно начались работы по составлению Бюджета на 1918 г. Подготовительные работы, производившиеся в центральных учреждениях с мая по декабрь 1917 г., пришлось оставить, так как начавшаяся организация страны не имела ничего общего со старым порядком, отражавшимся в каждой смете любого ведомства. Для облегчения и упрощения сметной работы правилами от 28 января 1918 г. разрешалось представлять сметы в Народный комиссариат финансов в одном экземпляре, совершенно отказавшись от их печатания. Также было решено изменить начало бюджетного срока. Желая приблизить бюджетный год к сельскохозяйственному, остановились на 1 июля, и поэтому было решено составить только полугодовой Бюджет, — с января по июль. Несмотря на это, составление Бюджета в условиях начавшейся гражданской войны затянулось, и государственная роспись была утверждена только 11 июля 1918 г., — тогда, когда уже кончился бюджетный период. Все кредиты, разрешенные по этой росписи, имели льготный срок до 31 июля 1918 г. Самой главной особенностью этого первого Бюджета Советской России явилась попытка возвращения к бюджетному единству, утраченному с начала войны. Доходы были определены в 2.852.726.548 руб., а расходы — в 17.602.727.444 руб. 3 июля 1918 г. были изданы правила о составлении Бюджета на второе полугодие 1918 г. Комиссариат финансов решил остаться при полугодовом Бюджете, считая совершенно невозможным составление годового Бюджета. Роспись общегосударственных доходов и расходов на июль-декабрь 1918 г. была утверждена 3 декабря 1918 г. Расходы были исчислены в 29.103 млрд. руб., доходы — в 12.730 млрд. руб., при чем в доходы было внесено 10 млрд. руб. поступлений от чрезвычайного единовременного налога с лиц, принадлежащих к имущественным группам городского и сельского населения. В объяснительной записке говорилось, что, когда социалистическое переустройство России будет закончено, тогда государственные бюджеты будут служить отражением не состояния денежных оборотов государственного казначейства по притоку денежных средств в кассы и по их расходованию из касс, но состояния оборотов с материальными ценностями, принадлежащими государству, а исполнение бюджетов будет происходить без денег, по крайней мере, в их нынешней форме. «Если к этому времени внутренняя и внешняя торговля будут организованы на началах товарообмена, должно потерять значение и количество выпущенных нами кредитных билетов. Ненужные в дальнейшем обороте, они без ущерба для государства самой жизнью будут аннулированы»
***
Государственная роспись доходов и расходов на июль — декабрь 1918 года предусматривала крупные ассигнования на строительство. В мае 1918 г. Совнарком утвердил обширный план мелиоративных работ по увеличению обеспечения русской текстильной промышленности хлопком 10, включавший, в частности, орошение 500 тыс. десятин Голодной степи Комитет государственных сооружений получил 50 млн, руб. на подготовительные мероприятия. Составленная им программа, рассчитанная на 4—5 лет, намечала строительство железнодорожных линий, водных путей и электростанций, крупные мелиоративные работы в Среднеазиатских республиках, Поволжье, Приуралье и некоторых других районах страны. Иностранная военная интервенция и гражданская война сорвали осуществление этой программы.
|