Наш источник: Юным строителям Нижне-Волжского края. Рабочая книга по математике. Четвертый год обучения. Саратов: ГИЗ, 1932. Сразу обращаю внимание, что учебник региональный, в то время считалось важным знакомить учеников с особенностями своего региона.
Как видим учебник отличается от учебника 1911 г. принципиально. Царский учебник готовил обывателя, которому грамота нужна для простейших жизненных ситуций типа купи-продай, учти в своем хозяйстве. Автор учебника знал, что ничего более интересного его ученикам делать не придется. Вот сегодня часто самонадеянно утверждают, мол, если бы не большевики, то царь всем показал бы свой хитрый план... Задачник по математике доказывает, что ничего не показал бы: готовили детей крутить хвосты коровам и торговать молоком, не более того. Россия была бы чем-то вроде Турции.
Сталинский учебник готовит гражданина. Сталинский учебник расширяет кругозор ученика до общегосударственных дел и более того, дел всего мира. Скажете пропаганда, но она и готовила гражданина, который гордился своей страной и был готов всемерно помочь ей.
Впрочем, и чисто практические задачи тоже даны в большом объеме:
Но давайте также посмотрим на преломление в математических задачах обыденной жизни людей:
«В колхозах доход распределяется между колхозниками не поровну, а по количеству и по качеству труда. В колхозе им. Ст.Разина Нижневолжского края в 1931 г. ударники получили на каждое хозяйство по 10 ц хлеба, колхозники неударники — 4,1 ц меньше, а те, кто отлынивал от работы — еще на 2 33/50 ц меньше. По сколько хлеба получено на хозяйство колхозниками неударниками и по сколько — отлынивавшими от работы?»
Между прочим, эта задача предсказывает голод следующего года — попробуйте прожить семьей на количество хлеба, которое получили лодыри.
Таким образом, учебники математики 1911 и 1932 гг. для одного и того же 4 класса отражают революционные перемены в жизни страны всего лишь за 21 год.
Источник |