В старой многотиражке Новотрубного завода на днях нашёл крохотную, но замечательную заметку о выделение путёвок на курорты трудящимся предприятия. Необычной этой заметки в том, что вышла она 4 ноября 1942 года. Что большинство россиян знает о 1942 годе? Большинство знает о ГУЛАГах, заградотрядах, штрафбатах…
О распределении путёвок на курорты в годы Великой Отечественной войны, наверное, вообще мало кто слышал…
Вообще о «курортных радостях эпохи большого террора» историками написано не мало. Я напомню только некоторые моменты. Во-первых, рабочие в СССР получили оплачиваемые отпуска значительно раньше, чем многие капиталистические страны. Например, во Франции это случилось только в послевоенные годы.
Во-вторых, массовый туризм трудящихся в СССР тоже возник раньше, чем на Западе. В апреле 1936 года решением ВЦИК СССР весь массовый туризм был передан в ведение ВЦСПС, то есть профсоюзам, в ВЦСПС было создано Туристско-экскурсионное управление (ТЭУ), как сказано в его уставе, "в целях пропаганды социалистического строительства нашей родины и ознакомления трудящихся с экономикой, географией, природными богатствами, гигантским ростом культуры народов, населяющих СССР, а также для организации самодеятельного туризма как массового культурного отдыха трудящихся".
Относительно туризма то, тут ситуация вообще фантастическая. Вот выдержка из отчета Туристско-экскурсионного управления ВЦСПС за 1937 год.
"Успешно прошли проведенные впервые в истории туризма путешествия в Арктику (в июле-августе 1937 года) по маршруту Архангельск - Новая Земля... В двух арктических рейсах по Белому, Баренцову и Карскому морям (каждый длительностью в 22 дня) участвовало 184 человека, из них рабочих - 32 человека, инженеров - 23, работников искусств - 8, учащихся - 9, врачей - 5, педагогов - 34, научных работников - 16, прочих - 31 и членов Международного геологического конгресса - иностранных и советских геологов - 26 человек. Значительная часть участников арктических рейсов (около 50 процентов) ездила за свой счет...
Все более популярным становится маршрут по озеру Селигер (3846 человек в 1937 году), Алтайский, включающий переход через тайгу и сплав на плотах по реке Бие (696 человек в 1937-м). Растет также интерес и к перевальным маршрутам по Кавказу: по Военно-Осетинской дороге (233 человека в 1934 году и 927 человек в 1937 году); по новому маршруту по Военно-Сухумской дороге (750 человек в 1936 году и 1700 человек в 1937 году). Открытый лишь в 1937 году маршрут по Кабардино-Балкарии в первый же год обслужил 572 человека".
Прогулка из Архангельска на Новую Землю!
Но это туризм. Курорт – это, всё-таки, прежде всего, лечение. Здесь тоже в сталинские годы был сделан колоссальный скачок. Возьмите для интереса, историю любого советского курорта и обнаружится его бурное развитие началось именно в 30-е годы.
Достижения курортного дела в СССР в 30-е годы не способны отрицать даже самые ярые антисоветчики. А вот то, что лечение трудящихся на курортах страны, да ещё в 1942 году, не прекращалось, думаю, факт неожиданный. Известно, что в большинство курортов СССР , оставшихся на не оккупированной территории, проходили реабилитацию раненые военнослужащие. А вот о путёвках рабочим заводов в глубоком тылу, пишут, видимо, не часто.
Текст заметки от 4 ноября 1942 года:
«Заводской комитет получил пять путёвок на курорты для ревматиков и сердечников в Сергиевск, Куйбышевской области и др. места. Срок с 15 ноября по 15 декабря. Стоимость путёвки 880 рублей».
Путёвка на 30 дней за 880 рублей! Дорого это или дёшево?
Не дешево.
Средняя зарплата новотрубников была 610 рублей.
Какими вообще были зарплаты новотрубников можно посмотреть здесь.
Какими были зарплаты новотрубников в годы войны?
Писатель Борис Путилов в своей повести «Красный директор», посвященной Ф. Данилову писал: «А какая отличная жизнь складывалась в начале сороковых годов! Хотя уже за год до войны на новотрубном, как и на других заводах страны, был введен строгий, почти военный распорядок работы….» Однако, несмотря на это, жил завод жизнью, довольно расслабленной – никто на работе «с пупа не рвал». В отчетах цехов в то время часто фигурируют цифры выполнения плана всего на 70 – 80 процентов. А зарплаты, тем не менее, повышали. Особенно административно-управленческому персоналу. Например, накануне войны оклады директора и главного инженера Новотрубного завода выросли сразу на 500 рублей и составили 3000 рублей, а у начальника техотдела Данилова оклад достиг 1500 рублей. Кроме того, для руководящих работников существовала система премирования. Начальник цеха, выполнившего план, мог рассчитывать на премию в размере 2 – 2,5 окладов и соответственно мог получить вместо, предусмотренных окладом, 1500 рублей аж 3750 рублей. Для того, чтобы получить указанную премию, начальнику газогенераторного цеха достаточно было просто обеспечить «бесперебойную работу». Простым рабочим, конечно, такие фантастические премии не полагались. Например, рабочим строительной группы БКО при 100 процентах выполнения плана начислялось всего 25 процентов к окладу! С началом войны требования серьезно возросли и для руководства и для простых новотрубников. Почти все цеха, практически каждый месяц начали план перевыполнять, причем иногда на 20 и 30 процентов. Интересно, что до войны среднеарифметический новотрубник за день зарабатывал 15 рублей 34 коп., а продукции производил всего на 37 руб. 44 коп. В декабре 1941 года среднеарифметический новотрубник зарабатывал в день 20 руб. 35 копеек, а производил продукции на 207 рублей! В случае невыполнения плана спрашивали строго. Сохранилась записка начальника ООТ, объяснявшего почему автогараж не выполнил план. «В октябре месяце 1941 г. по автогаражу не выполнили норм выработки 33 чел. Основной причиной тому является распутица и бездорожье, имевшие место в октябре. В течение месяца машины простаивали на дорогах не только часами, но и днями. Так, например, в селах Каменка и Новая Утка 4 машины буксовали в грязи и простояли от 3 до 7 дней….»
Вообще зарплаты рабочих на Новотрубном заводе были даже несколько выше, чем у рабочих в среднем по Уралу. Так среднемесячная зарплата рабочих НТЗ составляла 503 рубля, а по Уралу – 375 рублей. Еще более впечатляющей разница окажется если сравнить дневную зарплату квалифицированных работников НТЗ с оплатой трудодня колхозников. У рабочих – 17 руб. 71 коп. У колхозников – 6 коп.
Следует однако сказать, что с июля 1941 года, когда в СССР была официально установлена карточно-распределительная система, деньги начали играть второстепенную роль. На рынке же цены были заоблачными. Даже большого директорского оклада Якова Осадчего по рыночным ценам хватило бы только на 4 кг. 700 грамм сливочного масла. Не удивительно, что покупательная способность уральцев в годы войны резко пошла вниз. Так по сравнению с довоенным периодом покупка тканей упала в 10 – 12 раз, обуви в 3 – 4 раза, керосина в 40 – 120 раз, дров, хозяйственного мыла – в 2 – 3 раза. А производительность труда при этом опять же резко возросла. В этом, возможно, и кроется главный секрет почему СССР победил экономически более сильную Германию и ее сателлитов.
Оклады работников завода №703 согласно штатному расписанию, действовавшему в 1941 г..
Должность | Оклад руб/мес |
Директор | 3000 |
Главный инженер | 3000 |
Зам. директора по общим вопросам | 1600 |
Начальник техотдела | 1500 |
Секретарь директора | 300 |
Главный механик | 1682 |
Врач дома отдыха | 600 |
Начальник ЖКО | 900 |
Уборщица-поломойка | Около 150 |
Библиотекарь | 250 |
Экономист ЖКО | 400 |
Средние цены на уральских рынках в 1941 – 1945 гг.
Товар | Цена |
Масло 1 кг. | 793 руб. |
Ржаная мука 1 кг. | 158 руб. |
Капуста 1 кг. | 43 руб. |
Молоко 1 литр | 87 руб. |
Картофель 1 кг. | 45 руб. |
Яйца 10 шт. | 198 руб. |
Говядина 1 кг. | 314 руб |
Булка пшеничного хлеба 0,7 кг. | 400 руб. |
Но по сравнению с нынешними ценами и зарплатами – не дорого.
Сейчас средняя зарплата рабочих в промышленности в Первоуральске вряд ли дотягивает даже до 20 тыс. рублей в месяц.
А стоимость путевки на 2011 год в тот самый Сергиевск можно посмотреть здесь
Мне кажется это хорошая информация к размышлению!
Источник |