1956 год, Грузия: «Долой Хрущева!», «С Лениным и Сталиным — к победе коммунизма!».
В марте 1956 года грузины, как и все советские граждане, собирались почтить память Иосифа Сталина. Но 25 февраля первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев выступил на съезде партии с закрытым докладом «О культе личности и его последствиях». Содержание доклада было известно лишь делегатам съезда. Членов грузинского ЦК ознакомили с текстом 5 марта. Улицы Тбилиси, Кутаиси, Телави, Гори были забиты возмущенными людьми. Они вышли защищать Сталина.
Выступления начались спонтанно 3 марта. Первыми у огромного монумента Сталину на тбилисской набережной появились студенты. Потом к ним присоединились рабочие. Как говорят очевидцы, на улицы вышли не меньше 70 тысяч человек. Многие из них — фронтовики. Это знаковый момент.
5 марта прошли траурные шествия, кумиру воздали должное. Но расходиться не стали. События приняли необратимый характер. Демонстрации перекинулись на другие города. Но самые грандиозные — в Тбилиси. На набережной, на проспекте Руставели. Лозунги: «Долой Хрущева!», «С Лениным и Сталиным — к победе коммунизма!».
Многим запомнились носящиеся по городу грузовики, забитые людьми с красными знаменами и огромными портретами вождей Октябрьской революции. На одном из таких возили актеров, загримированных под Ленина и Сталина. Всюду исполняли «сталинский» гимн Грузинской ССР, читали стихи отца народов и о нем. Выступали известные литераторы, ученые, простые студенты, ветераны, рабочие.
«… демонстранты предпринимают неординарные шаги. В Тбилиси отдыхает после XX съезда КПСС китайский маршал Чжу Дэ. Сподвижник Мао Цзэдуна и большой авторитет. К нему отправились несколько тысяч демонстрантов с просьбой «защитить имя Сталина». Маршал дважды «приветствовал студентов», принял их представителей. Говорят, даже отправил одного из членов китайской делегации выступать на митинге.
8 и 9 марта митингующие предъявили власти свои требования. В сохранившейся в архиве МВД Грузии депеше, посланной председателю КГБ СССР Ивану Серову, чисто политических требований практически нет. Если не считать таковыми восстановление Сталинской премии, показ кинофильмов и спектаклей о Ленине и Сталине.
Политические пункты дошли в пересказе. «Показания» разнятся. Видимо, позиции не всегда совпадали. Хотя отставки Хрущева и создания нового правительства требовали все. Практически не было антисоветских воззваний. Хотя все чаще звучали призывы к выходу «советской Грузии из СССР». Однажды произошла стычка между «людьми в штатском» и исполнителями гимна «меньшевистской Грузии».
Развязка наступила ближе к полуночи 9 марта. Командующий Закавказским военным округом, генерал армии Иван Федюнинский уже ввел в Тбилиси боевую технику. Кто конкретно отдал приказ — тайна.
С этого момента рассказы очевидцев идентичны. Несколько человек идут в Дом связи. Они должны послать поздравительную телеграмму опальному Вячеславу Молотову. У него день рождения. Их задерживают солдаты. Демонстранты бросаются им на выручку, и тут военные открывают огонь. По архивным данным МВД Грузии, убиты 27 человек. Почти сразу подъезжают грузовики, на них вывозят трупы и раненых.
Совсем ничего не известно о количестве жертв бойни на набережной. Там в «бой» брошены бронетранспортеры и танки. Демонстранты вынесли в первые ряды портреты Ленина и Сталина. Не помогло. От пуль, под гусеницами погибли от 60 до 150 человек. Многие, пытаясь спастись, прыгали в Куру, разбивались, тонули.
Хоронили погибших тайно, на кладбища допускали только родных. Больницы были под охраной милиции.
На следующий день власти обвинили в трагедии «дезорганизаторов и провокаторов». Всего за участие в митингах задержали 375 человек. Среди них 34 члена КПСС и 165 комсомольцев. Осудили 39».
Тогдашний лидер Грузии Василий Мжаванадзе… Нелюбимый всеми «ставленник Москвы», он с трудом говорил по-грузински. Над ним издевались, когда он, сначала по-русски, а затем на своём ломаном грузинском, пытался успокоить разъярённую, одержимую толпу молодёжи… Надо было иметь мужество, чтобы выйти к ней! Но ещё большее – для поступка, о котором тогда мало кто знал. Получив приказ из Кремля любыми средствами задавить антисоветские митинги, арестовать и судить студентов-активистов, он категорически отказался его выполнить.
…Партией руководили не ангелы. Не был им и генерал-лейтенант Василий Мжаванадзе. Но, вспоминая о нём сегодня, актёр Кахи Кавсадзе (Абдулла из «Белого солнца пустыни») сказал просто: «Он был добрым человеком…»
Мжаванадзе не перешёл Рубикон. Тогда за дело взялись военные.
Источник |