И.В.Сталин и В.И.Ленин
Наталья Морозова: «Какую же прекрасную страну мы потеряли!
И какие же прекрасные люди жили и работали в той стране.
Да что там говорить, если прекрасны даже осколки от погубленной страны...»
Рабочий класс

Великая Страна СССР

Наша Родина - СССР, наша цель - социализм, наше будущее - коммунизм!
RSS
Советская культура
[ Все статьи раздела ]

13.03.2015
  «Звездные войны» и «Терминатор» родились в СССР  
Все самые яркие спецэффекты для голливудских блокбастеров придумал скромный советский режиссер Павел Клушанцев - 25 февраля исполнится 105 лет со дня его рождения. Но «Оскары» и слава достались его ученикам и последователя – Кубрику, Лукасу и Кэмерону. Голливуд присвоил наши заслуги.


Тайна утонувшего робота


Финал второй части легендарного «Терминатора», где робот с лицом Арнольда Шварценеггера медленно и печально погружается в расплавленный металл, помнят, наверное, все. Сцена получилась мощной, некоторые даже всплакнули: мол, молодец Джеймс Кэмерон, хороший фильм снял голливудский режиссер.

И мало кто вспомнил, что старый советский фильм Павла Клушанцева «Планета бурь», вышедший на экраны еще в «лохматом» 1961 году, заканчивается точно такой же сценой! С той разницей, что там робот гибнет в кипящей лаве.


Случайное совпадение? Едва ли, если учесть, что помощник Кэмерона Роберт Скотак много лет общался с Клушанцевым и получил ключ ко всем его секретам. Об этом Woman’s Day рассказала дочь режиссера Жанна Клушанцева.

– Еще в начале 1980-х отец получил письмо от американского мастера спецэффектов Роберта Скотака с просьбой объяснить, каким образом сняты те или иные вещи. Папа тогда страшно обрадовался, потому что к тому времени он уже не работал в кино и про него совершенно забыли. А тут вдруг письмо из Америки! Он составил подробнейшее описание и чертежи всех своих приспособлений, сделал больше 100 фотографий – несколько дней печатал их в ванной. И отослал все в Голливуд Роберту Скотаку.

А в начале 1990-х американец Скотак лично приехал в Петербург и пришел к отцу домой. Папа был уже почти слепой. Но они посидели, поговорили. Скотак сказал отцу, что у них в Голливуде много денег, но не хватает выдумщиков – «таких, как вы».

И тут Скотак не ошибся: снятый после переписки с Клушанцевым «Терминатор-2» получил в 1992 году сразу четыре «Оскара», и одну из статуэток – за визуальные спецэффекты!


Привет с «Титаника»


Роберт Скотак до сих пор благодарен своему советскому коллеге.

– Когда я получил от Клушанцева эти разработки, это было как будто мне подарили миллионы долларов! Я показывал фотографии своим коллегам, и никто не верил, что это работа советского мастера спецэффектов, – поделился американец в одном из своих интервью.


А вот тут хочется сказать: «Стоп, снято!», потому что после «Терминатора» Роберт Скотак работал на съемках «Титаника» все с тем же Джеймсом Кэмероном. И там пригодились наработки Клушанцева, пионера подводных съемок в СССР.

– Снятая Клушанцевым «Планета бурь» всегда поражала меня, – продолжал Скотак. – Прекрасная подводная сцена родилась в павильоне. Чтобы передать движение под водой, актеры висели на тросах, а еще Клушанцев блестяще придумал поставить аквариум с рыбками между актерами и камерой.


Темная сторона Кубрика


Ни «Титаника», ни «Терминатора» Клушанцев так и не увидел, хотя оба блокбастера вышли при его жизни. Талантливый советский новатор, на много лет обогнавший Голливуд, Павел Клушанцев скончался в 1999 году в возрасте 89 лет.

– Папа очень спокойно относился к использованию другими людьми его достижений, – говорит дочь режиссера Жанна Клушанцева. – Снятая им «Планета бурь» дважды вышла в США перемонтированной, с какими-то полуголыми русалками и именами других режиссеров в титрах. А он, когда узнал, только посмеялся. Да, американцы непорядочно поступили, им нужно было – они использовали. Да и бог с ними.

Но одно дело – безвестные режиссеры с русалками, а совсем другое – мэтр космического жанра Стэнли Кубрик. Казалось бы, он неподражаем, но и в его знаменитом фильме «2001. Космическая Одиссея» можно найти заимствования из старой советской ленты Клушанцева «Дорога к звездам».

Кубрик использовал те же приемы, чтобы создать эффект невесомости, подвешивая актеров к потолку на тросах, да и орбитальная станция подозрительно напоминает клушанцевскую. Однако Кубрик, чья «Одиссея», вышедшая в 1968 году, стала классикой мирового кино, так и не признался, что внимательно смотрел «Дорогу к звездам», снятую за десять лет до этого, в 1957-м.


Признание Джорджа Лукаса


– Отец никогда не получал благодарности от Кубрика, – говорит дочь режиссера Жанна Клушанцева. – К счастью, другой голливудский режиссер, Джордж Лукас, никогда не скрывал, что папины фильмы оказали на него очень большое влияние.
Много революционных технологий съемки применил Клушанцев в научно-популярном фильме «Дорога к звездам». В частности, сцены сближения и стыковки космических кораблей. Только в советском варианте это были мирные сцены, а у Лукаса – космическая битва.

– В «Звездных войнах» все сцены, в которых герои оказываются в открытом космосе, сделаны по образцам Клушанцева, во многом это его разработки для советского фильма «Дорога к звездам», – говорит петербургский киновед Дмитрий Буныгин. – Очевидно, что Лукас и его специалисты по комбинированным съемкам внимательнейшим образом смотрели фильмы Клушанцева, и не один раз!

Фон для кадров в открытом космосе и Клушанцев, и Лукас заказывали художникам. Все пейзажи были нарисованы вручную, причем с точным соблюдением расположения звезд и светил. Сейчас это делают на компьютере за 5–7 минут. А тогда была настоящая кинореволюция.


Еще одна уникальная находка Клушанцева – увеличение объектов. Он строил небольшие макеты ракет, всего лишь в рост человека. Делал статичные съемки космических кораблей. Отдельно снимал актеров в перспективе. И совмещал эти кадры. Получалось очень достоверно.

Примечательно, что режиссер Лукас тоже строил небольшие объекты. А вместо астероидов и вовсе использовал картошку.


Есть легенда, что в перестроечные годы Джордж Лукас приехал в Москву и среди прочего попросил организовать ему встречу с маэстро Павлом Клушанцевым. На недоуменный вопрос российских чиновников: «А кто это такой?» – Лукас ответил: «Клушанцев – крестный отец моих « Звездных войн»! Без его фантастических фильмов и уникальных технических изобретений я бы не смог даже подступиться к своему фильму!»

Лукасу тогда солгали, что Клушанцева не нашли. Советский гений и автор знаменитой эпопеи так и не встретились. Хотя весь Голливуд вслед за Лукасом вынужден был признать: первым уникальные по достоверности сцены в космосе снял не Лукас, а именно Клушанцев.


Младший брат «железного Джона»


Даже так полюбившийся всем человекообразный робот С-3РО («Си-Трипио»), помощник Люка Скайуокера, явно создан под влиянием «Планеты бурь». В нем легко угадываются черты «железного Джона», покорявшего Венеру вместе с советскими астронавтами.

Заимствован не только дизайн, но и образ, характер в целом. И у Клушанцева, и Лукаса робот – не какой-то вспомогательный прибор, а настоящий и очень верный друг. А про дизайн стоит сказать особо: конечно, роботы в фильмах были и до Клушанцева, но именно у него, а затем и у Лукаса они приобрели привычный для всех любителей фантастики антропоморфный образ, получили руки, ноги, вообще стали походить на людей. В этом плане Клушанцев и Лукас были пионерами.


На съемках обоих фильмов роботами управляли люди, сидевшие внутри. У Клушанцева это делал Борис Прудковский, чемпион СССР по вольной борьбе. Он не только носил тяжелые доспехи, но и поднимал над головой людей.


Британскому актеру Энтони Дэниелсу (на фото справа) сделали более легкую амуницию. Но и он признавался, что чувствовал себя крайне неуютно.



А еще в фильмах Клушанцева впервые появляется флиппер (машина, летающая на антигравитационной тяге). Впоследствии на таких летали все кому не лень. Лукас в премьерной серии своей киносаги тоже показал такую штуковину.


Украденные скафандры «Прометея»


Внимательные зрители это «совпадение» сразу заметили. Впрочем, чему тут удивляться, если фильмы Клушанцева вдохновляли не только режиссеров, но и создателей самых настоящих скафандров. Об этом до сих пор вспоминают на студии «Леннаучфильм», где в советское время работал Клушанцев. align=center width=650 hspace=10 vspace=10 style='float: center'>



– Однажды к нам пришел космонавт Алексей Леонов, – вспоминает редактор студии «Леннаучфильм» Лариса Кухалева, не один год проработавшая бок о бок с талантливым режиссером. – И Леонов увидел куклу-дублера в скафандре, которую использовали в «Дороге к звездам», и говорит: «Ой, мой костюмчик!» А ему отвечают: «Нет, это наш костюмчик, его художники вместе с Клушанцевым придумали».

На самом деле Павел Владимирович дружил с конструктором Королевым, тот относился к нему с большим пиететом и все его картины видел. И когда делали скафандры для советских космонавтов, за основу взяли дизайн костюма из фильма. Получилось эргономично и удобно. Заметьте, «Дорога к звездам» была снята за восемь лет до того, как Леонов вышел в открытый космос!


Слезы советской космонавтки


Клушанцев и вправду опережал время. «Дорога к звездам» вышла точно к запуску первого советского спутника – в 1957 году. А «Планета бурь» – через два дня после полета Гагарина в космос – в апреле 1961 года!

Оба фильма имели огромный успех в СССР. К сожалению, работы Павла Владимировича начальство не всегда принимало с энтузиазмом. Министр культуры Фурцева чуть не запретила «Планету бурь», потому что «Советская космонавтка не может плакать». По сюжету девушка-радистка (актриса Кюнна Игнатова), решившая, что экспедиция погибла, не может сдержать слез.

Впоследствии американцы перемонтировали «Планету бурь» и досняли в нее ряд новых сцен. Советскую космонавтку сыграла Фэйт Домберг. А кино выпустили под названием «Путешествие на доисторическую планету».


Кстати, изобретенную Клушанцевым для съемок этого кино чудо-призму, позволяющую накладывать изображения на кадры, отказались запатентовать. Звучит как ирония, но ответ был такой: «А в Америке это есть? Раз нет, значит, это никому не нужно!» Спустя год подобное устройство было запатентовано в Германии…


Уникальные экспонаты ушли в металлолом

В какой-то момент идеи Клушанцева оказались настолько невостребованными, что режиссер навсегда покинул кинематограф, занявшись написанием детских книжек. С тех пор как гениальный советский изобретатель поделился своим бесценным опытом с Америкой, им больше никто не интересовался – ни на родине, ни за ее пределами, до самой его смерти в 1999-м. А в 2008 году по решению Международного астрономического союза именем Клушанцева была названа малая планета № 321046.

Сейчас о достижениях Клушанцева напоминает лишь скромная экспозиция в музее «Леннаучфильма». Но многие экспонаты уже утеряны.

– Громадный металлический костюм робота, который снимался в «Планете бурь», простоял у нас в студии до 1980-х годов. Сотрудники тушили об него окурки, – вспоминает редактор «Леннаучфильма» Лариса Кухалева. – А потом его сдали в металлолом. Никто и не подумал, что такие вещи надо хранить, а напрасно. Ведь не так уж много у нас режиссеров, перед достижениями которых склонил голову даже Голливуд. А Клушанцев был одним из них. Пусть и не все в Америке в этом признаются.



Источник




| Печать |     | В начало |

Великая Страна СССР - Союз Советских Социалистических Республик!

Копирование и распространение материалов приветствуется. Размещение обратных ссылок остается на ваше усмотрение.
Все музыкальные файлы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомительного использования. Все права на них принадлежат их владельцам, равно как и права на книги, статьи и иные материалы.
Если вы считаете, что какие-то ваши права были нарушены материалами этого сайта - пишите - адрес приведен ниже. В письме необходимо указать следующие данные:

Адрес страницы сайта, нарушающей, по Вашему мнению, авторские права;
Ваши ФИО и e-mail;
Документ, подтверждающий авторские права.


mailto:
Статистика: Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru