И.В.Сталин и В.И.Ленин
Наталья Морозова: «Какую же прекрасную страну мы потеряли!
И какие же прекрасные люди жили и работали в той стране.
Да что там говорить, если прекрасны даже осколки от погубленной страны...»
Рабочий класс

Великая Страна СССР

Наша Родина - СССР, наша цель - социализм, наше будущее - коммунизм!
RSS
В СССР делали
[ Все статьи раздела ]

24.03.2021
  Как начиналось Советское судостроение...  
«Для сношения с Европой надо иметь флот, этого у нас нет». (В.И. Ленин)


Великая страна СССР,ТАКР Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов
ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов"

24 марта 1921 года СНК принял декрет «О государственном судостроении»...
Тяжелое наследие досталось Советской России. Годы войн и разрухи нанесли колоссальный ущерб, парализовали работу промышленности, путей сообщения. В сложившейся обстановке, отмечая В. И. Ленин, работа водного транспорта представляла «совершенно исключительную важность». Великий вождь неоднократно подчеркивая значение морского флота, зависимость развития внешней торговли от его состояния. На собрании актива Московской парторганизации 6 декабря 1920 г. он сказал коротко и ясно: «Мы вывозить можем, но мы не имеем флота». На X съезде РКП(б) Владимир Ильич снова обратил внимание партии на роль торгового флота в подъеме экономики: «Для сношения с Европой надо иметь флот, этого у нас нет».

Еще в годы гражданской войны специальной комиссией был разработан проект программы транспортного судостроения: предусматривалась постройка 80 морских судов общей грузоподъемностью более 500 тыс. т. Огромное значение имело и подписанное В. И. Лениным 24 марта 1921 г. постановление СНК «О государственном судостроении»: впервые определялся порядок организации и развития судостроения как единой отрасли. Однако приступить к осуществлению намеченных мер удалось лишь несколькими годами позже, после восстановления первых заводов.

Общее руководство судостроением было возложено на «Судотрест». В ноябре 1924 г. Совет Труда и Обороны выдал ему первый заказ на постройку четырех лесовозов, двух рефрижераторов и одного танкера. Характерен выбор типов судов: стране была нужна валюта для закупки станков. Вот почему в первую очередь требовались суда для вывоза на внешний рынок лесоматериалов, нефти, мясо-молочных продуктов.

Советское судостроение началось в январе 1925 г, с закладки на Балтийском заводе лесовозов типа «Товарищ Красин»; это были простые по конструкции пароходы грузоподъемностью по 3500 т. А официальный день рождения отрасли приходится на 14 августа того же года, когда СТО утвердил пятилетнюю Программу морского торгового судостроения, предусматривающую постройку 193 единиц. На Северной верфи началась серийная постройка рефрижераторных грузо-пассажирских судов типа «Ян Рудзутак» водоизмещением около 5500 т. Это были первые наши морские теплоходы — на них устанавливались 2200-сильные двигатели, изготовленные рабочими ленинградского завода «Русский дизель». Строились суда только из отечественных материалов, оборудовались механизмами и приборами, созданными на восстановленных предприятиях страны. Это был очень трудный этап: все делалось впервые, квалифицированных кадров повсюду не хватало, очень слаба была индустриальная база.

Одновременно на заводах юга недостроенные крейсера стали переоборудовать в танкеры «Азнефть» и «Грознефть», заложили лесовоз в Севастополе, танкер — в Николаеве.

Славными страницами первой пятилетки стала постройка на Адмиралтейском заводе рефрижераторов типа «Волга», на Северной верфи — универсальных сухогрузов, на Балтийском заводе — грузо-пассажирских теплоходов типа «Абхазия», на Сормовском — танкеров типа «Ленин».

За пятилетку валовая продукция судостроения возросла в 2,3 раза. Да, таким было начало!

Подчеркнем главное: к началу Великой Отечественной войны наш морской транспортный флот насчитывал около 700 судов, общий тоннаж которых уже в 4 раза превышал грузовместимость российского флота 1914 г. Рыбопромысловый флот имел в своем, составе почти 6000 единиц. Для крупнейшего в мире речного флота за годы пятилеток было построено около 2700 судов (из них более 650 — пассажирских). В активе советских судостроителей уже было создание таких совершенных для того времени судов, как мощные линейные ледоколы типа «И. Сталин» (10 000 л. с.). Наша промышленность успешно осваивала сварку, от подетальной стапельной сборки постепенно переходила к сборке корпусов из предварительно собранных крупных узлов и секций.





| Печать |     | В начало |

Великая Страна СССР - Союз Советских Социалистических Республик!

Копирование и распространение материалов приветствуется. Размещение обратных ссылок остается на ваше усмотрение.
Все музыкальные файлы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомительного использования. Все права на них принадлежат их владельцам, равно как и права на книги, статьи и иные материалы.
Если вы считаете, что какие-то ваши права были нарушены материалами этого сайта - пишите - адрес приведен ниже. В письме необходимо указать следующие данные:

Адрес страницы сайта, нарушающей, по Вашему мнению, авторские права;
Ваши ФИО и e-mail;
Документ, подтверждающий авторские права.


mailto:
Статистика: Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru