И.В.Сталин и В.И.Ленин
Наталья Морозова: «Какую же прекрасную страну мы потеряли!
И какие же прекрасные люди жили и работали в той стране.
Да что там говорить, если прекрасны даже осколки от погубленной страны...»
Рабочий класс

Великая Страна СССР

Наша Родина - СССР, наша цель - социализм, наше будущее - коммунизм!
RSS
ЖЗЛ - Изобретатели СССР
[ Все статьи раздела ]

9.10.2023
  Мы были первыми :: Пироцкий Ф.А. :: Первый в мире электрический трамвай  



3 сентября 2005 года исполнилось 125 лет с того момента, как впервые "был двинут вагон электрическою силою". Первый в мире электрический трамвай — изобретение инженера-артиллериста Фёдора Пироцкого — начал своё движение именно в Петербурге. По случаю юбилея на городские улицы вышли сразу четыре ретро-вагона из музея городского транспорта. Они катали всех желающих по "Центральному трамвайному кольцу": через Троицкий мост, по Садовой улице, через мост Лейтенанта Шмидта, по Васильевскому острову и Петроградской стороне. Так трамвайная столица Мира отметила юбилей первого электрического трамвая.

Почти двадцать лет ушло у инженера Фёдора Пироцкого на воплощение своей идеи — создать электрическое транспортное средство, которое бы передвигалось по рельсам.

Биография Фёдора Пироцкого

Федор Аполлонович Пироцкий родился 25 февраля 1845 года. Родители отдали его учиться в Константиновское кадетское военное училище, а позже он поступил в Михайловское артиллерийское училище в Петербурге. И еще во время учёбы Федор "заразился" электричеством. По окончании обучения был назначен в Киевскую крепостную артиллерию. Там Пироцкий познакомился с Павлом Николаевичем Яблочковым, изобретателем "свечи Яблочкова" (лампочки Яблочкова), создателем системы электрического освещения.

Пироцкий и Яблочков часто вместе прогуливались по Владимирскому спуску Киева. На одной из прогулок изобретатели обратили внимание на плотное движение по спуску: "Если цивилизация будет развиваться по теперешнему пути, в городах невозможно будет жить. Посмотрите, телег и карет нужно все больше и больше. За лошадьми и сейчас не успевают убирать. С мостовыми проблема — даже гранитное покрытие истирается подковами и железными ободьями... К этой мрачной картине могу ещё добавить темноту… Полагаю, спасение в электричестве, точнее, в электрической тяге…" Примерно так в 1860-х годах у Пироцкого появилась мысль о карете, движимой по рельсам при помощи электричества. Вскоре Фёдор Аполлонович переехал в Петербург и по роду службы занимался совсем другими изобретениями. Например, Пироцкий разработал особую систему металлургических печей. Однако инженер вновь вернулся к своему увлечению электричеством — в 1874 году он решил поэкспериментировать с передачей электроэнергии по железнодорожным рельсам, и в конце 1875 года провёл первые такие опыты на Сестрорецкой железной дороге. Оба рельса изолировались от земли, один из них служил прямым проводом, второй — обратным. Электрическая энергия передавалась от небольшого генератора Грамма к электродвигателю, удалённому на расстояние около одного километра. Опыты с передачей электроэнергии продолжались и в следующие годы. В начале 1880-го года Пироцкий написал доклад "Передача силы на любое расстояние с помощью гальванического тока (проводники — рельсы и провод), в том числе и для движения поездов". Всё лето 1880 года Пироцкий переделывал один из вагонов конной железной дороги, подвесив к раме электродвигатель и редуктор, вращение от которых передавалось колёсам. Рядом с линией конки была построена небольшая электростанция и 22 августа (3 сентября по новому стилю) впервые не только в России, а во всём мире "был двинут" (как писали в газетах) настоящий вагон конки с империалом. Он стал первым в мире моторным трамвайным вагоном. Испытания и одновременно демонстрация вагона, движущегося без упряжки, продолжались почти весь сентябрь, привлекая внимание специалистов и простой публики, вызывая отклики газет и протесты владельцев конок.

Вот как описывался опыт Пироцкого в одной из газет: "22-го августа (1880 г.) в 12 часов дня на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, в первый раз в России двинут вагон электрическою силою тока, идущего по рельсам, по которым катятся колеса вагона. Динамо-электрическая машина подвешена к вагону снизу. В присутствии Управления 2-го Общества конножелезных дорог пробное движение вагона электрическим способом назначено на 1 сентября в 11 час утра".

К сожалению, для совершенствования конструкции трамвая у Пироцкого не было средств. Его идеи были подхвачены за рубежом и в России достаточно мощными фирмами и состоятельными предпринимателями. Например, Карл Сименс тщательно изучил работы Пироцкого, перечертил схемы и задавал ему множество вопросов. Через полгода в Берлине его старший брат Вернер Сименс выступил с докладом "Динамо-электрическая машина и применение её на железных дорогах". В 1881 году их фирма начала изготавливать вагоны, конструкция которых совпадала с проектом Пироцкого. А первая в мире трамвайная линия была открыта в 1881 году в одном из пригородов Берлина.

Дальнейшая судьба Фёдора Аполлоновича сложилась незавидно — в 1888 году в чине полковника он вышел в отставку и вынужден был жить на небольшую пенсию, которой хватало только на пропитание и оплату жилья. Умер Пироцкий в 1898 году.

Источник





| Печать |     | В начало |

Великая Страна СССР - Союз Советских Социалистических Республик!

Копирование и распространение материалов приветствуется. Размещение обратных ссылок остается на ваше усмотрение.
Все музыкальные файлы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомительного использования. Все права на них принадлежат их владельцам, равно как и права на книги, статьи и иные материалы.
Если вы считаете, что какие-то ваши права были нарушены материалами этого сайта - пишите - адрес приведен ниже. В письме необходимо указать следующие данные:

Адрес страницы сайта, нарушающей, по Вашему мнению, авторские права;
Ваши ФИО и e-mail;
Документ, подтверждающий авторские права.


mailto:
Статистика: Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru